Особенности волшебных сказок

Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой.
Прежде всего в волшебных сказках своеобразно соединяется реальное и фантастическое. Начало сказок, как правило, не содержит в себе ничего необычного. Так, например, сербская сказка "Пещера вил" начинается так: "Жил-был бедняк. Кормился он тем, что ловил в реке рыбу". Но после такого бытового вступления следуют чудеса: поймал он в реке рыбку и отпустил по её просьбе, но за это она пообещала ему, что у него родятся два золоторуких сына. Так и случилось.
Подросли сыновья и отправились счастья искать. Старший убил чудовище, освободил царскую дочь и женился на ней. Да не повезло ему: убила его колдунья. Но младший брат заставил её оживить старшего. Все счастливо стали жить и поживать. 
Действие волшебных сказок происходит в неопределённом месте и в неопределённое время: давным-давно или когда-то, в неведомом царстве, в тридесятом государстве.
Героям приходится спускаться в подземное и подводное царства, проходить через медное, серебряное и золотое царства.
Для волшебных сказок характерна сюжетность с развитой цепью приключений, острой конфликтностью невероятными происшествиями. Для них свойственны определённого рода сюжетные мотивы: неожиданные встречи с чудовищами и колдунами, как в сербской сказке "Волк с железной головой": "Жил на свете пастух. Однажды пас он, как вдруг вышел из лесу волк с железной головой и говорит..."
Герой волшебной сказки нередко приобретает чудесных помощников (волка, коня, змею, собаку), добывает себе или королю невесту, причём обычно должен узнать её среди многих других девушек, как в сербской сказке "Девушка-лебедь" или как в чешской сказке "Золотоволоска". В последней характерный чешский сказочный герой Йиржик по поручению короля угадывает нужную девушку из двенадцати сестёр, но сказка заканчивается тем, что женится на ней не король, а Йиржик. Невесту обычно похищают злые существа, чудовища, и герой отправляется на её поиски, во время которых ему приходится преодолевать множество трудных препятствий, бежать от чудовища или колдуньи, которых он всё-таки побеждает.
Б.В.Зворыкин "Смертный бой со змеем трёхглавым". Открытка. М., 1916 г.

Но наиболее типичный сказочный мотив - героический: отважный, умный и честный юноша, защищая других или отыскивая себе невесту, побеждает дракона, змея, колдуна. Нередко сказка содержит в себе несколько подобных мотивов. 
Композиция волшебных сказок значительно сложнее, нежели композиция сказок о животных и социально-бытовых. Их сюжеты строятся на цепи приключений, преодолении героем препятствий, решении трудных задач, сражении с чудовищами, в чём ему помогают чудесные помощники - змейка, рыбка, волк, конь. Есть у героя и волшебная палка, избивающая по его просьбе врагов, шапка-неведимка, скрывающая его в опасный момент. Когда он убегает от преследователей, то бросает гребешок - и позади него вырастает лес, бросает полотенце - и за ним появляется река. Помогает героям и живая вода, которая воскрешает героя или его невесту.
Для развития действия в волшебных сказках характерна троичность эпизодов: три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза бьётся герой с трёхглавым змеем; три раза сторожат братья сад от Жар-птицы. 
Невеста - змейка
В словацкой сказке "Пастух Янко и прекрасная змейка" король даёт герою три трудные задачи: всего в один день засыпать землёй пруд, засадить место виноградной лозой и утром принести королю две виноградные кисти и две кружки вина; затем срыть высокую скалу, на её месте посеять пшеницу, собрать урожай, обмолотить и смолоть, напечь пирогов; потом из двух виноградин и двух пшеничных зёрен приготовить вино и испечь хлеб на 15 человек. Всё это выполняет герой при помощи своей невесты змейки, дочери старого волшебника - змея.
Аринушкин Андрей. Девушка-лебедь
В сербской сказке "Девушка - лебедь" три раза царевич ездит на охоту и три раза его жена-лебедь просит царицу дать ей её рубашку, на третий раз получает её, надевает и, превратившись в лебедя, улетает. В сербской сказке "Водяной" водяной три раза переносит сонного мальчика из чертога в чертог: из хрустального - в серебряный, из серебряного - в золотой.
Примером приключенческой структуры волшебной сказки может быть словенская сказка "Железный перстень". Жили бедная женщина и сын. Подрос сын и пошёл искать работу, чтобы кормить и себя и мать. Поступил на службу к богатому крестьянину и, получив за работу три крейцера, отправился искать по свету счастья. Случилось ему выкупить на эти деньги собаку, кошку и змейку, которых хотели убить или утопить злые люди. Змейка оказалась дочерью волшебника и дала ему перстень: у которого он был, желания того непременно исполнялись. 
Явился герой во дворец и объявил королю, что хочет жениться на его дочери. Но король поставил перед ним сложные задачи и только при условии, если юноша их выполнит, отдаст за него дочь. При помощи волшебного перстня герой их выполнил и женился на королевне. Но она оказалась коварной: она любила королевича из соседнего царства, сумела выкрасть перстень, а когда хотела отдать его своему любимому, то потеряла его. При помощи своих друзей - спасённых им животных - герой сказки находит перстень и добивается того, что королевна и королевич стали жить в бедной хижине, а он с матерью и своими помощниками - в чудесном дворце. Эта сказка - пример произведения приключенческого типа. В ней одно событие цепляется за другое; оканчивается всё благополучно: победой героя над всеми своими противниками. И это основное в сказках. Что касается событий между началом и концом, то они могут быть многоэпизодными, цепь приключений героя может быть увеличена.
Для структуры волшебных сказок характерно наличие в них определённых начал, зачинов. Кроме обычного для всех типов сказок начала "жил-был", "жила-была", свойственного славянским сказкам, для русских сказок характерны зачины типа: "В некотором царстве, в некотором государстве". В словацких сказках нередко начало: "Близко ли, далеко ли, только было точь-в-точь, как я говорю".

Иногда в волшебные сказки вводятся песенки. Так, в сказке о мачехе и падчерице у словаков петух объявляет песенками о приходе падчерицы и дочери мачехи; в сказке "Ручная мельница" герой приказывает чудесной мельнице, из которой появляются стол, кушанья и напитки:
Мельница крутись,
Столик, появись,
Скатерть, расстелись, -
Дайте выпить-закусить!

Что касается концовок сказок, то они довольно сходны у всех славянских народов. В польских, русских, белорусских, украинских обычно заключение: "И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало".
В конце сказок чаще всего говорится о счастье героев, благополучии и богатстве, которых они достигли. Мать и дочь в словацкой сказке "За золотым яблочком" "стали жить припеваючи"; в сказке "Заколдованный лес" братья в конце концов между собой примирились и "жили дружно и счастливо"; герой сербской сказки "Волк с железной головой" "с тех пор зажил весело и счастливо со своей молодой женой"; герои сказки "Девушка-лебедь" после всех приключений "жили они потом в своём царстве долго и счастливо". Нередко сказка кончается пиром, как болгарская "Девушка из глины":"Большое веселье началось во дворце и во всём царстве и продолжалось три дня и три ночи"; или словацкая "Ручная мельница": "И был опять пир на весь мир". Весьма часто герой получает в награду царство вместе с царской дочерью. В сербской сказке "Пещера вил" царём становится сын рыбака. Такой конец часто встречается и в болгарских сказках. Во многих словацких сказках ("Оленёнок, "Лесник Янко и три собаки", "Грязнуха вечный - житель запечный", "Весёлая скрипка") постоянно употребляется такого рода концовка: "Зажили они счастливо и живут счастливо до сих пор, коли не померли".

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ:

СКАЗКА КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст...
СЛАВЯНСКИЕ СКАЗКИ Славянские сказки весьма разнообразны по типам и богаты по сюжетам. Они, с одной стороны, имеют в своём составе международные сюжеты, такие, какие есть в сказках многих народов, а с другой - сюжеты, свойственные только славянским сказкам...

ГЕРОИ  ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Героем волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках и герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский Вярнидуб, польский Валигура...
 
СКАЗКИ  О  ЖИВОТНЫХ Наиболее популярные персонажи сказок о животных: лиса, волк, медведь, коза, петух. Образы животных наделены довольно меткой характеристикой. Животные имеют определённые характеристики: медведь - добродушный, неповоротливый; волк - глупый и жадный; лиса - хитрая...
БЫТОВЫЕ  СКАЗКИ В центре бытовых славянских сказок - семейные и социальные отношения, с одной стороны, многочисленные сказки о жене и муже, а с другой - о барине (пане), купце, чорбаджии, попе. В бытовых сказках ярко проявляются юмор и ирония...
СКАЗКА-ЗАГАДКА. В.П.АНИКИН Кто же этот чудный зверь - тур-потутур? Отгадать загадку не так-то просто. Оказывается, это не кто иной, как кот, он "потутурился" и сидит, "гостей" поджидает, то есть мышей из подполья - "Нова-города". Но и после этого объяснения остаётся много неясностей: почему кот - это "тур-потутур"...
АНАЛИЗ  СКАЗКИ "ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ"
Сказка "Василиса Прекрасная" очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений. Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами... 
АНАЛИЗ  СКАЗКИ "ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО"  Анализ сказки принято начинать с беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка? Вспомним главных героев сказки: Иван, братья, Чудо-юдо. Почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИНА. ЧАСТЬ 1
Сказка опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Вспомним народные сказки: русские - "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Крошечка-хаврошечка", немецкие - "Госпожа Метелица" и "Снегурочка"...
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИН. ЧАСТЬ 2
Царевна вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно ли сказать, что королевич, как и царевна, "нраву кроткого", то есть тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА". ЧАСТЬ 1 Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" ЧАСТЬ 2. Кощей Бессмертный - образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть...
 
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ. АНАЛИЗ СКАЗКИ
Василиса Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему, как мастерица...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.