А теперь приглядимся получше к царице-мачехе. Найдите её характеристику в сказке и выделите в ней ключевые слова.
Горда, ломлива, своенравна, ревнива.
Что значит ломлива? Чтобы дать правильно ответ, определите, от какого слова образовано данное слово.
Чаще всего ребята называют глагол ломать, слово ломаться в значении кривляться, красоваться, капризничать многим неизвестно. Общими усилиями мы находим и иные значения эпитета ломлива (горделива, самолюбива, своенравна).
Выясняем значение других эпитетов: своенравна (со странным нравом, капризна,взбалмошна, свои желания для неё превыше всего), ревнива (в данном случае завистлива, мстительна). Так мы расширяем словарь нравственных понятий и представления детей о проявлениях характера человека.
Задумайтесь, почему в приданое царице было дано только "зеркальце одно" (тогда как за царевной давали "семь торговых городов/ Да сто сорок теремов")?
Царица считала, что главное в ней - красота, .она же её главное приданое. Разве ей не достались города и терема? Достались, конечно, но поэт почему-то подчеркнул именно зеркальце. Почему? Наверное, потому что в зеркальце она видела себя, любовалась своей красотой, а это было для неё самым важным. Быть красивей всех стало целью её жизни, потому-то она и не видит ничего вокруг, кроме самой себя...
Может ли внешняя красота стать жизненной целью? И можно ли о человеке судить только по внешней красоте? Всё ли она говорит о нём?
Нет, сама по себе внешняя красота не может быть единственной ценностью человека. Хотя с царицей именно так и было: красота - единственное её достоинство. Внешняя красота должна дополниться внутренней - красотой души. Так, как это соединилось в молодой царевне, которая любила всех и ко всем была добра. А царица была добра только с зеркальцем.
Оно стало, по сути, её единственным собеседником, "С ним одним она была / Добродушна, весела, / С ним приветливо шутила..." Выходит, другим напрасно было ждать от царицы приветливого слова...
Почему только с зеркальцем царица была "добродушна, весела"?
Она была зависима от него. Ей хотелось слышать только о своей красоте, всё остальное её не интересовало.
Может ли предмет (даже такой необычный, говорящий!), к примеру телевизор, компьютер, заменить живых людей?
Разумеется, нет: ведь всего лишь предмет, без души и сердца...
Что же невольно укрепляло и развивало зеркальце в царице?
Гордость, уверенность в своей несравнимости и красоте, самовлюблённость.
О горделивых людях русский народ сложил пословицу: в убогой гордости дьяволу утеха. Почему гордость названа убогой?
Убогим называют калеку, несчастного человека, обделённого здоровьем или чем-то другим, очень важным. Гордость делает человека убогим, то есть ущербным, потому что он ничего и никого, кроме себя, не видит и не хочет знать. Всё, что есть хорошего в человеке, поглощает гордыня, становясь сутью этого человека. А дьявол, конечно, радуется этому, потому что в его полку прибыло: появился тот, кто пополнит ряды грешников, забывших о Божьих заповедях.
Можно эту пословицу применить к царице? Обоснуйте.
Безусловно, можно. Ведь любование собой стало содержанием её жизни, она чувствует себя выше всех и не хочет даже слышать о том, что кто-то может быть лучше.
Какие же качества может породить в человеке гордыня? Почему?
Гордыня порождает высокомерие, ревность, зависть, эгоизм, злобу, гнев, себялюбие. Всё это становится естественным её проявлением, потому что человек, одержимый гордыней, ощущает себя центром Вселенной...
Вот почему сообщение зеркальца о том, что "царевна всё ж милее, / Всё ж румяней и белее..." вызвало такую бурю гнева у мачехи.
Художник Михаил Курдюмов |
Царица решила погубить свою падчерицу, зависть толкнула её на преступление.
Почему царица с её кознями и коварством оказалась бессильной перед кроткой царевной?
Художник Маврина Татьяна Алексеевна |
Вспомните причины смерти царицы-мачехи и родной матери царевны.
Родная мать царевны умерла от восхищения, счастья, что видит любимого мужа, царица-мачеха - от зависти и злобы...
Горевал ли кто-то о смерти царицы-мачехи? Почему?
Нет, никто не горевал:
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира...
Никто не жалел о смерти красивой царицы. А почему?
Никому она не подарила тепла и радости, только с зеркальцем "была добродушна, весела", да и то в конце концов разбила вдребезги.
Русская пословица говорит: гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать. Можно ли через эту пословицу раскрыть смысл пушкинской сказки?
Конечно, можно. Ведь именно так и случилось в "Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях". Гордая царица наказала сама себя: умерла от зависти и злобы. А кроткая нравом царевна обрела счастье.
А кто ещё заслужил благодать в сказке?
Царевна вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно ли сказать, что королевич, как и царевна, "нраву кроткого", то есть тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый?
Да, у королевича есть все эти качества. Он любящий жених, не отказался от своей невесты после её исчезновения, а отправился на поиски и нашёл в конце концов. Как ни смеются над ним ("Кто в глаза смеётся,/ Кто скорее отвернётся..."), он со смирением всё принимает и упорно продолжает поиски. Для такого долгого странствия нужны были и любовь, и терпение, и смирение, и настойчивость.
Королевич добр и обходителен с окружающими, и, наверное, неспроста ему идут навстречу такие могучие силы природы, как солнце, месяц и ветер. Вспомним, как он обращался к ним. (С почтением: "Свет наш солнышко!", "Месяц, месяц, мой дружок, /Позолоченный рожок...", "Ветер, ветер, ты могуч, / Ты гоняешь стаи туч...".)
Как принимает королевич известие о пропаже царевны?
Он немедленно отправляется на поиски:
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно Богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей-душой,
За невестой молодой.
Что нам рассказывают о характере героя его решение и действия?
Он не падает духом, не оставляет надежды найти невесту, потому что очень её любит. В странствие он отправляется, "помолясь усердно Богу". Почему перед дорогой он молится? Как вы думаете, о чём он мог просить Бога?
Художник Маврина Татьяна Алексеевна |
И ведь так и вышло! Царевну не растерзали в лесу дикие звери, и Господь привёл её к терему богатырей, обойдя который она сразу увидела, "что тут люди добрые живут;/ Знать, не будет ей обидно"... Из чего же она это заключила?
Царевна увидела в доме красный угол с иконами: "Под святыми стол дубовый..." Значит, в доме живут люди, чтущие Бога, и, значит, её не выгонят и не обидят.
Как повела себя девушка в незнакомом доме?
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила Богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.
Ещё не видя хозяев, она постаралась отблагодарить их за приют - "всё порядком убрала", "затопила жарко печку". А ещё "засветила Богу свечку", а значит, помолилась. Как вы думаете, с чем она обратилась к Богу?
Наверное, прежде всего поблагодарила за то, что осталась жива, что Господь вывел её к дому добрых людей. Она могла попросить Бога и о том, чтобы Он хранил от бед её жениха, чтобы помогал ему во всём, чтобы Господь утешил её батюшку в печали о пропавшей дочери... Чтобы и дом пока незнакомых ей, но добрых людей был под покровительством Бога.
Чем же похожи жених и невеста, оказавшиеся в разлуке, перед неизвестностью, перед неожиданными поворотами судьбы?
Они не ропщут, не жалуются, никого не винят, но надеются на Божью помощь и милость. Герои разделены судьбой, ни она, ни он ничего не знают друг о друге, но остаются верны своей любви. Чем это можно доказать?
Богатыри, у которых жила царевна, "милую сестрицу полюбили" и пришли к ней свататься, но она отказала им, потому что любила Елисея:
"Ой вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, -
Им царевна говорит, -
Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей".
Художник Маврина Татьяна Алексеевна |
Да, времени прошло, вероятно, немало: "День за днём идёт, мелькая..."; царица "долго дулась и сердилась" на зеркальце, строила свои козни, наконец дождалась исполнения своего чёрного замысла; богатыри в горе похоронили царевну; а королевич Елисей всё скакал и скакал по свету...
Потому что покорены силой его чувства, упорством и неутомимостью.
Найти пропавшую невесту сложно, но, если очень постараться, можно. А вот можно ли вернуть её к жизни? Какие для этого есть волшебные средства в сказках?
В сказках умерших героев обычно воскрешают с помощью живой и мёртвой воды. Ни того ни другого у королевича Елисея не было... И всё-таки ему удалось вернуть невесту к жизни. Что же помогло этому чуду произойти?
Елисей не волшебник, нет у него чудодейственной силы, чтобы оживлять людей, это может быть только Господь Бог, но королевич живёт с Богом в душе, а потому его удар о гроб приобретает животворящую силу любви:
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт; и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила.
И Елисей, и царевна вознаграждены за терпение, любовь и верность.
Как вы думаете, какой будет их любовь после перенесённых испытаний?
Наверно, любовь их станет ещё крепче, потому что пронесли они её через все невзгоды, испытания, преодолели даже смерть...
Гордым Бог противится, а смиренным даёт благодать...
Автор статьи Соловей Татьяна Григорьевна
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ И СКАЗКИ
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИНА. ЧАСТЬ 1 Сказка опирается на традиционный сказочный сюжет о злой
мачехе и красивой доброй падчерице. Вспомним народные сказки: русские - "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Крошечка-хаврошечка"...
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи...
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво...
Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели...
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ И осталась бедная девочка в большом лесу одна-одинёшенька, и стало ей так страшно, что все листочки на деревьях оглядела она, не зная, как быть ей дальше, как горю помочь. Пустилась она бежать, и бежала по острым камням, через колючие заросли, и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали...
О СКАЗКАХ ПУШКИНА У каждого
возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних —
«Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза,
«Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика... Но пусть
сказки будут в каждой нашей семье наготове...
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С.ПУШКИНА О происхождении этой сказки существует обширная литература. А
между тем, по-видимому, никто до сих пор не изучал единственной
черновой рукописи этой сказки (ПД, № 961)...Так приходится думать
потому, что еще не опубликован очень любопытный эпизод этого черновика...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.