Дмитрий Николаевич Садовников, собиратель русского фольклора, записал в Самарском крае загадку:
Кто же этот чудный зверь - тур-потутур? Отгадать загадку не так-то просто. Оказывается, это не кто иной как кот, он "потутурился" и сидит, "гостей" поджидает, то есть мышей из подполья - "Нова-города". Но и после этого объяснения остаётся много неясностей: почему кот - это "тур-потутур". Что означает слово "тур" в применении к коту?
Ведь настоящий тур - это лесной бык с огромными рогами, могучее и свирепое животное. Очень давно туры водились в Европе повсеместно, но постепенно были истреблены ещё до XVII столетия. Учёные до сих пор спорят, какими животными были эти туры. Считается, что последняя особь не была убита на охоте, а погибла из-за болезни, которая затронула маленькую генетически слабую, изолированную популяцию последних животных этого рода, это произошло ещё в 1627 году в лесах недалеко от Якторова (Украина). Туры исчезли, но память о них осталась: в народных сказках, песнях, загадках.
Рожки у тура да в золоте,
Ножки у тура да в серебре,
Шерсть на туру да рыта бархату.
Шерсть животного сравнивалась с бархатом с густым длинным ворсом. Что же касается серебряных ног и золотых рогов, то эти подробности можно считать обычными поэтическими украшениями.
В сказании о богатыре Волхве Всеславьиче сказители пели: всколыбалось море, задрожала земля, пришли в смятение птицы, звери и рыбы, а туры да олени за горы пошли: родился великий охотник. И далее по тексту, войдя в возраст, Волх обучился мудрости "обвёртываться гнедым туром - золотые рога" и, когда надо, превращался в него:
Он первый скок за целую версту скочил;
А другой скок не могли найти.
Бродили туры по полям и редколесью. Доказательство тому содержание русской былины о Иване Годиновиче. Переехал Иван Годинович с дружиною своею через Днепр, а по дороге к граду Чернигову увидел на выпавшей снежной пороше следы разных зверей и среди них турьи:
Первый след гнедого тура, А другой след лютого зверя,
А третий след дикого вепря.
Послал Иван свою храбрую дружину в сто человек изловить и привести тура в стольный град Киев, чтобы подарить великому князю Владимиру.
Рёв тура, как об этом повествуют былины, наводил ужас. Неслучайно Соловей Разбойник, пленённый Ильёй Муромцем, сначала свистит по-птичьи, потом шипит по-змеиному и, наконец, "зрявкает по-туриному". И эти свист, шип и рёв натворили "беды несносные".
Слово "тур" издавна в русском языке является обозначением силы и мощи. Туром в "Слове о полку Игореве" назван могучий воин князь Всеволод - "буй тур". Смелые и сильные воины часто уподоблялись турам - "храбрая дружина рыкают аки тури". А в древней летописи под 1201 годом про волынского князя Романа говорится, что он был храбрым, "яко и тур".
В полном соответствии с этим народные песни тоже называют смелого молодца туром. Пели:
Ах, по травке, по муравке,
Вокруг города большого
Гулял молодец удалой.
Парень ходил вокруг хоровода ("города"), а хор пел: "Ой тур, молодец удалой..." Вот этому-то туру, удальцу, сильному воину, и уподоблен кот в загадке. Проворный, стремительный в прыжке кот, стерегущий мышей, сравнивался с воином-туром, конечно, шутливо.
Иронический смысл загадки сопровождается весёлым обыгрыванием слова "тур". Тур превратился в потутура по общему правилу в загадках.
"Потутур" - слегка искажённое слово "пототур", образованное в свою очередь от слова "пототурить". В.И.Даль внёс это местное народное слово в свой "Толковый словарь" с пометкой, что оно было записано на Валдае и миело значение "понагнуть, опустить одним концом пониже", что подтверждалось и примером из народной речи: "Пототурь лучину-ту в светце, чтоб ходче горела", то есть наклони, поправь лучину-то в светце-держателе, чтобы ярче, сильнее горела. Таким образом, "потутур" или "пототур" в применении к коту означает, что кот пригнулся, присел, прижался к полу, или, как об этом говорится в загадке, "потутурившись сидит".
Но до конца смысл загадки откроется лишь тогда, когда станет понятно, почему мыши сравниваются с "гостями" да ещё "новгородскими".
Гость - это купец, ездивший в другие земли. Так, про разбогатевшего гусляра Садко в былине говорится, что он стал гостем: "Садко - купец, богатый гость". Чем торговали новгородские купцы, что везли в чужие земли и что там покупали?
Родной лесной край, покрытый мхами, болотами, не кормил новгородцев своим хлебом. Скудная земля давала и скудные урожаи.
Новгородцы покупали хлеб в соседних русских областях, в Поволжье, меняя его на изделия своих ремесленников. Куплей-продажей занимались купцы-гости. Они меняли свои товары на хлеб, которым торговали у себя дома с выгодой. А торговля в далёкие времена, до присоединения к Москве, когда Новгород жил самостоятельно, была опасным делом. Князья-воины, мимо владений которых проплывали суда новгородских гостей-купцов, часто грабили купцов. Недаром старинная пословица гласила: "Одно взять - или воевать, или торговать". Вот и в нашей загадке шутливо говорится о таком князе-воине, князе-туре, который приготовился напасть на новгородских гостей, едущих за хлебом. Ведь мыши тоже идут в дом за едой. Так оказалась, что весёлая загадка восходит к древним порядкам, древнему быту, прибегает к древним поэтическим сравнениям.
По книге Аникина В.П. "К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке".
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ И СКАЗКИ:
СКАЗКА КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст...
СЛАВЯНСКИЕ СКАЗКИ Славянские
сказки весьма разнообразны по типам и богаты по сюжетам. Они, с одной
стороны, имеют в своём составе международные сюжеты, такие, какие есть в
сказках многих народов, а с другой - сюжеты, свойственные только
славянским сказкам...
ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Волшебные сказки славянских народов
необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют
собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра
отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой...
ГЕРОИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Героем
волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный
человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь
благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках
и герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский
Вярнидуб, польский Валигура...
СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ Наиболее
популярные персонажи сказок о животных: лиса, волк, медведь, коза,
петух. Образы животных наделены довольно меткой характеристикой. Животные имеют определённые характеристики:
медведь - добродушный, неповоротливый; волк - глупый и жадный; лиса -
хитрая...
БЫТОВЫЕ СКАЗКИ В центре бытовых славянских сказок
- семейные и социальные отношения, с одной стороны, многочисленные
сказки о жене и муже, а с другой - о барине (пане), купце, чорбаджии,
попе. В бытовых сказках ярко проявляются юмор и ирония...
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ" Сказка "Василиса Прекрасная" очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений. Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами...
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО" Анализ сказки принято начинать с беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка? Вспомним главных героев сказки: Иван, братья, Чудо-юдо. Почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.