Иллюстрации В.Я.Билибина |
Все мы в детстве любили сказки, да и сейчас ещё любим, правда, они называются несколько иначе - мифы, фантастика, мистика, детективы. Сказка - ложь, да в ней намёк...
Анализ сказок - удивительно интересное занятие, им увлекались учёные ещё в ХIX веке, а в ХХ продолжили филологи и психологи. Известный психолог и философ Карл Юнг считал, что в сказках выражается жизнь человеческого духа. В образной форме сказка рассказывает о борьбе, происходящей в душе человека. Что это за борьба и в чём её смысл? Попробуем разобраться на конкретном примере знаменитой сказки про Ивана-царевича и царевну-лягушку. Давайте прочтём её с точки зрения аналитической психологии. Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни, у среднего - на двор купеческой дочери, ну а у младшего улетела аж на болото, в лес.
Этот факт для нас интересен тем, что стрелы старших братьев попадают в пространство окультуренное, в пределы городской черты, а у младшего - далеко от цивилизации, в лес. Лес - это стихия дикой природы, место, в котором господствуют силы инстинкта.
Художник И.Я.Билибин |
С точки зрения Юнга, лес - символ бессознательного, сил стихийных и иррациональных, чья власть над человеком и его душой достаточно велика. Следовательно, младший брат избран в герои сказок не случайно, а в силу каких-то качеств натуры и характера, которые ему удаётся реализовать в дальнейшем. А ещё современные психологи утверждают, что младший ребёнок в семье обладает большей креативностью, то есть творческими способностями.
"- Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и говорит:
- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
- Возьми, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платок и принёс во дворец".
Вот так он и женился на зверушке. Только не так уж глупо поступил, не зря же подумал сначала. Дело в том, что лягушка - это не простая зверушка: в древности она воспринималась как животное-воплощение духа воды. В древнекитайской мифологии есть божественная пара, предшествующая появлению богов и людей, зооморфные существа Фу-си и его жена-сестра Нюй-ва (Нюй-гуа). Из этимологии имён мы узнаём, что Нюй означает "дева", "женщина", а ва/гуа - "улитка", "углубление", "лягушка", "стоячая вода". Такая многозначность имени свидетельствует о его древности.
Опечалился Иван-царевич и говорит:
- Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
- Возьми, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул её в платок и принёс во дворец".
Вот так он и женился на зверушке. Только не так уж глупо поступил, не зря же подумал сначала. Дело в том, что лягушка - это не простая зверушка: в древности она воспринималась как животное-воплощение духа воды. В древнекитайской мифологии есть божественная пара, предшествующая появлению богов и людей, зооморфные существа Фу-си и его жена-сестра Нюй-ва (Нюй-гуа). Из этимологии имён мы узнаём, что Нюй означает "дева", "женщина", а ва/гуа - "улитка", "углубление", "лягушка", "стоячая вода". Такая многозначность имени свидетельствует о его древности.
Исследователи предполагают, что Нюй-ва могла быть духом дождевых луж, представляемым в виде скользких тварей в сырых местах. Скорее всего, Нюй-ва была лягушкой-богиней. И теперь понятно, что Иван-царевич поступил мудро, решив жениться на лягушке, тем самым связывая свою жизнь с существом божественным и могущественным, обещавшим интересные события и превращения.
Так оно и получилось, потому что лягушка оказалась прекрасной женщиной и великой искусницей. Но в сказке, как и в жизни, что легко даётся, то и легко теряется. К сожалению, борьба и испытания неизбежны. По мнению Юнга, это является необходимым условием духовного становления человека, его личности. Юнг назвал это "законом индивидуации". "Через тернии к звёздам" - так вкраце можно сформулировать суть этого закона.
Нарушение неизвестного Ивану запрета (Василиса должна носить лягушачью шкуру строго определённое время) привело к несчастью и испытаниям. Причём ошибка героя была типична для молодого человека - излишняя самонадеянность. Не посоветовавшись с женой, он спалил её шкуру. "Не ты её надевал, не тебе её и снимать".
Чтобы подчеркнуть тяготы и длительность поисков Василисы, сказка прибегает к символическим деталям: три пары железных сапог надо сносить, три железных хлеба сглодать. Иван преодолевает этот долгий путь лишений и страданий. Ему помогают старичок, Баба-Яга и животные.
Кто же эти сказочные персонажи и какие силы психики они собой представляют? Читайте далее в "Анализе сказки Царевна-лягушка"
Нарушение неизвестного Ивану запрета (Василиса должна носить лягушачью шкуру строго определённое время) привело к несчастью и испытаниям. Причём ошибка героя была типична для молодого человека - излишняя самонадеянность. Не посоветовавшись с женой, он спалил её шкуру. "Не ты её надевал, не тебе её и снимать".
Чтобы подчеркнуть тяготы и длительность поисков Василисы, сказка прибегает к символическим деталям: три пары железных сапог надо сносить, три железных хлеба сглодать. Иван преодолевает этот долгий путь лишений и страданий. Ему помогают старичок, Баба-Яга и животные.
Кто же эти сказочные персонажи и какие силы психики они собой представляют? Читайте далее в "Анализе сказки Царевна-лягушка"
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" ЧАСТЬ 2. Кощей Бессмертный
- образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт
психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со
временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть...
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ. АНАЛИЗ СКАЗКИ Василиса
Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое
при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе
правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему,
как мастерица...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. СКАЗКА ИЗ СБОРНИКА А.Н. АФАНАСЬЕВА В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с
царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие,
что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич. Говорит им царь такое слово: – Дети мои
милые...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 1. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. Подняла
ту стрелу лягушка зелёная. Иван-царевич, говорит ей: "Отдай, лягушка,
мою стрелу". А та отвечает: "Возьми меня замуж, тогда отдам". Закручинился Иван-царевич, но деваться некуда, наказ отца надобно выполнять...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 2. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ В
тот же миг потемнел белый свет, неведомо откуда налетела нечисть злая и
унесла с собой Василису Прекрасную. Только и успел Иван-царевич
расслышать несколько слов: "Ах, Иван-царевич! Ищи теперь меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного..."
Уснул Иван-царевич, а лягушка кожу сбросила, превратилась в Василису Премудрую и крикнула:
- Няньки-мамки! Испеките хлеб, какой мой батюшка только по воскресеньям ел!
Проснулся Иван-царевич, а рядом с лягушкой - каравай красоты невиданной...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. МАШИНЫ СКАЗКИ Иванушка смотрит, глазам своим не верит: "Теперь же на лягушке жениться придётся!"
Заплакал Иван-царевич. А лягушка тогда ему и говорит: "Не плачь, Иванушка, я тебе новое яичко снесу..." Ой...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЮРИЙ КУРАНОВ Митек
опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке
говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой
Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал: - Не бойся...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.