Герои волшебных сказок


Валидуб. Кадр из мультфильма (СССР, 1952)
Героем волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках и герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский Вярнидуб, польский Валигура. Характерны в этом отношении герои чешских сказок "Силач Йиржик" и "Сапожник Либор".
Герои волшебных сказок решают трудные задачи: в одну ночь им надо построить дворец, преодолеть большое пространство, отгадать трудные загадки. Нередко в начале сказки эти герои, если они не царские сыновья, простые деревенские юноши и даже дурачки, как русский Иванушка-дурачок или у чехов Йиржик. Но, преодолев все препятствия и успешнее, чем это делают другие, они оказываются всех умнее, а поэтому и всех счастливее. Если герои волшебных сказок смелые, честные и добрые юноши, то героини - писаные красавицы: Василиса Прекрасная, Золотоволоска.
Нередко в сказках славянских народов в качестве героев выступают силы природы. Олицетворяются Солнце, Месяц, Мороз, Ветер. Часто встречаются фантастические существа, являющиеся мифологическими по своей природе: водяной, морской царь, Баба-Яга, Кощей Бессмертный. Главный герой сражается с чудовищами (в сербских сказках - ала-хала - ненасытное чудовище, аждая - дракон, в болгарских - ламя - животное с собачьей головой и змеиным хвостом). Здесь человек находится в добрых или недобрых отношениях с вилами и дивами, с самовилами и самодивами.
Отразилась в волшебных сказках и вера в превращение людей в животных и птиц, а животных и птиц в людей; лебедь и лягушка превращаются в прекрасных девушек, а заклятые девушки в змей. Показательны в этом отношении сербские сказки "Иван и дивский старейшина", "Аждая и царский сын" или русская сказка "Царевна-лягушка".
Есть мотивы людоедства и запретов. Мальчику запрещают пить воду из козлиного копытца (следа), но он пьёт и превращается в козлёнка. Есть мотивы вещих и сбывающихся снов.
В волшебные сказки вошли и мотивы, которые несут на себе отпечаток времени феодализма. Герой в них в награду получает царство, в сказках действуют цари и короли, царицы и королевы, царевичи и королевичи, царевны и королевны. Появляются и воины, стража, паны и слуги. Цари и царицы живут во дворцах и теремах, в палатах, замках. Функции чудесного на более поздних стадиях бытования сказок изменились. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты. Герои часто становятся образами социальных врагов.
Богач и бедняк
В сказках герой нередко бедняк. В сербских сказках: "Жил-был бедняк" ("В пещере вил"), "В давние времена жил да был бедняк" ("Лень нечего жалеть"), "В хижине на краю села жила-была бедная женщина со своим единственным сыном" ("Железный перстень"); в словацких: "В одной деревне жил бедняк с женой" ("Пастух Янко и прекрасная змейка"), "Жила в небольшом домике бедная вдова с двумя сыновьями" ("Заколдованный лес"), "Жил на свете один бедный человек и был у него сын" ("Весёлая скрипка"), "Жил-был бедный лесничий, второй раз женатый" ("Оленёнок"), "Жил на свете бедняк, у которого, кроме нескольких человек детей, ничего не было" ("Лесник Янко и три собаки"). Есть и социальная антитеза: "Жили в давнее время в одном и том же доме два человека: один бедный, а другой богатый" ("Женская мудрость"). В чешских сказках положительным героем нередко является батрак, который работает на богатого хозяина. В сказке "Ян и баба-яга" крепостной крестьянин, откупившись становится вольным землепашцем.
Ковёр-самолёт
Важная особенность волшебных сказок этого периода - это появление в них волшебных предметов, таких как ковёр-самолёт, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка. Филологи считают, что так люди пытались выразить свою мечту о счастье, победе над силами природы, классовой несправедливостью. Человек хотел быстрее передвигаться и создал образ сапог-скороходов; хотел летать и создал образ ковра-самолёта; хотел легче добывать пищу и создал образ скатерти-самобранки.

Похожие статьи:
СКАЗКА КАК ФОЛЬКЛОРНЫЙ ЖАНР 
Сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст...
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни, у среднего - на двор купеческой дочери, ну а у младшего улетела аж на болото, в лес. Этот факт для нас интересен тем... 
БАБА ЯГА  Баба-Яга - зловещая ведьма, похитительница детей, повелительница гусей-лебедей, зверей и разных лесных тварей. Самое жилище Яги окружено в сказках тайной. Живёт она в избушке на курьих ножках...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.