Анализ сказки "Царевна - лягушка". Часть 2

Художник И.Я. Билибин
Продолжение анализа сказки «Царевна – лягушка». Начало читайте ЗДЕСЬ

Юнг писал: «Старик всегда возникает там, где герой пребывает в безнадёжно отчаянной ситуации, из которой его могут вызволить только основательное размышление или счастливый случай…» Нужно некое озарение, которое привело бы к верному решению и последующему действию. Эту функцию берёт на себя дух, который в сказках чаще всего является в образе старца, но может являть себя также и в виде гномов, говорящих животных, помогающих герою. Старичок, встречавшийся Ивану-царевичу, - воплощение духовного опыта и знания, он намечает цель пути, даёт путеводный клубочек, который приводит героя к Бабе – Яге. 
Образ Бабы – Яги очень интересен. Во-первых, это старая женщина, то есть представитель древнего матриархального мира, во-вторых, она обладает необходимой информацией, и, в-третьих, она просто добра к герою
Художник И.Я.Билибин
Но Баба-Яга – это также и та часть души любого мужчины, вобравшая в себя опыт взаимоотношений сына и матери. В данном случае этот опыт положителен, она ведёт себя как заботливая мать: моет, кормит, поит да ещё и сообщает важную информацию.
Оказывается, обычным способом лишить жизни Кощея невозможно – он бессмертен. Представляете, как печально бы закончилась эпопея Ивана, если бы он ринулся в бой со злодеем: наверняка бы погиб. Отсюда вывод - не всегда открытый бой ведёт к победе, сказка учит искать уязвимое место врага, ту заветную иголку, переломив, которую, побеждаешь.

Ещё интересно, почему жизнь заключена в иголке? А иголка находится в зайце, а заяц - в кованом ларце, спрятанном в вершине огромного дуба. Что это? Бессмысленный набор предметов, предназначенный показать невозможность достижения цели, или что-то значащее?

Кощей Бессмертный. Художник И.Я.Билибин
Да, конечно, всё это не случайно. Могучий дуб - это символ мироустройства. В древних мифах разных народов мы находим подобные образы древа жизни, связующего высший мир с низшим, небесное и земное, прошлое и будущее. Конечно же, только тут может храниться древнее сокровище.
Повалить дуб и, следовательно, изменить устои мира помогает друг-медведь (животное могущественное и магическое), зайца догоняет и рвёт пополам другой заяц - помощник героя. Утку догоняет селезень, а яйцо, упавшее в море, достаёт щука. Таким образом, на каждое животное - врага находится такое же животное - друг. А мы напомним, что образы животных - это воплощение духовных сил человека. Значит ли, что эти силы могут быть как враждебными, так и дружественными? По-видимому, это так. Но мы понимаем, что существует и обычная трактовка образов животных в сказке: с помощью коня человек способен быстрее передвигаться, с помощью быка легче обрабатывать землю. Коровы, козы, утки и куры - источники пропитания. Собаки и кошки помогали в охране имущества и в охоте. 
В баснях, бытовых сказках животные замещают людей. Да и вообще, человек давно заметил, что животные похожи на него, а он - на животных. Древний человек создавал культы животных. Медведь обладал сверхкачеством - силой, заяц - быстротой, утка - способностью летать, бык - производительной силой, мощью оплодотворения. Остатки этих культов мы находим у древних египтян, шумеров, микенцев и других древних цивилизаций. Таким образом, умение понимать и следовать советам животных является преимуществом героя, несмотря на то, что это требует каких-то жертв с его стороны. Например, Иван отказывается от еды, голодает, но оставляет животным жизнь.
Художник И.Я.Билибин
С точки зрения психологии, умение вступать в контакт с животными означает способность использовать не только рациональную, сознательную часть своей души, но и ту её сферу, где царит бессознательное. А именно эта часть отвечает за такие важные функции, как эмоциональная энергия, интуиция, предчувствия и озарения. Ивану удаётся использовать эти силы для выполнения цели, поставленной разумом и жизненной необходимостью, поэтому-то он и стал героем сказки. Ему удаётся заполучить яйцо с жизнью Кощея.
Опять возникают вопросы - почему яйцо, почему игла?
В древнеиндийской мифологии золотое яйцо заключает в себе весь будущий мир в свёрнутом виде. С точки зрения психологии, представления о мире, заключённом в яйце, являются стадией "сумеречного сознания", в котором эго ещё не выделилось из коллективного целого. Следовательно, Кощей Бессмертный - образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть. Об этом свидетельствует ещё тот факт, что жизнь и смерть отделены от самого героя и заключены в стальной игле. 

Сломав иглу и уничтожив Кощея, Иван наконец-то, теперь уже заслуженно, получает в награду Василису. С точки зрения здравого смысла, свадьба - это этап, завершающий становление человека и начало нового цикла жизни, воплощённого в детях. Именно поэтому многие сказки заканчиваются свадьбой: герой проявил себя, победил, получил в награду жену и теперь достоин возродить себя в потомстве. 
С точки зрения психологии, Иван-царевич познал самого самого себя, обрёл божественную часть своей души (в лице Василисы), прошёл через необходимые каждой личности физические и духовные испытания и жертвы и в конце концов выполнил задачу настоящего героя - гармония сознательных сил человеческой души и реализация своего духовного потенциала в реальном успешном поступке.
Так о чём же эта сказка? О том, как человек познаёт себя, свою душу, осуществляет намеченное, используя как рациональные, так и иррациональные силы своей психики. При этом он обязательно чем-то жертвует, чего-то лишается; но то, что он получает, с лихвой окупает его страдания. Он побеждает зло, только оно находится не вне человека, а в нём самом!
Сказка - ложь, да в ней намёк...
 

Автор: Алиса Майкова

ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ И СКАЗКИ:
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА". ЧАСТЬ 1 Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни...
 
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ. АНАЛИЗ СКАЗКИ
Василиса Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему, как мастерица...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. СКАЗКА ИЗ СБОРНИКА   А.Н. АФАНАСЬЕВА  В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь такое слово: – Дети мои милые... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 1. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. Подняла ту стрелу лягушка зелёная. Иван-царевич, говорит ей: "Отдай, лягушка, мою стрелу". А та отвечает: "Возьми меня замуж, тогда отдам". 
Закручинился Иван-царевич, но деваться некуда, наказ отца надобно выполнять... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 2. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ В тот же миг потемнел белый свет, неведомо откуда налетела нечисть злая и унесла с собой Василису Прекрасную. Только и успел Иван-царевич расслышать несколько слов: "Ах, Иван-царевич! Ищи теперь меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного..."
 
Уснул Иван-царевич, а лягушка кожу сбросила, превратилась в Василису Премудрую и крикнула: - Няньки-мамки! Испеките хлеб, какой мой батюшка только по воскресеньям ел!
Проснулся Иван-царевич, а рядом с лягушкой - каравай красоты невиданной... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. МАШИНЫ СКАЗКИ Иванушка смотрит, глазам своим не верит: "Теперь же на лягушке жениться придётся!"
Заплакал Иван-царевич. А лягушка тогда ему и говорит: "Не плачь, Иванушка, я тебе новое яичко снесу..." Ой...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЮРИЙ КУРАНОВ
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
- Не бойся... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.