Анализ сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо"

Анализ сказки принято начинать с традиционной беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка? 
Вспомним главных героев сказки "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо": Иван, братья, Чудо-юдо.
Как думаете почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?
Лишь один из братьев сражался с Чудом-юдом, поэтому он и назван в заглавии.
И имя есть у него одного не случайно. В далёкие времена имя нужно было заслужить каким-то поступком, и дети до определённого времени имён не имели, только по достижении возраста 11-12 лет для них устраивались испытания, в которых каждый мог проявить себя. Вот тогда они и получали имена. В сказке мы, вероятно, находим отражение этого древнего обычая. Старшие братья ничем особенным себя не проявили, поэтому и остаются безымянными...
Герой сказки помимо имени имеет ещё и прозвание - крестьянский сын. И прозвание это звучит почти как отчество. Ведь раньше так и представлялись: Иван, Петров сын, или Андрей, Сергеев сын и т.д. Отсюда, кстати, и появились потом фамилии. Иван назван крестьянским сыном - значит, важно, что он из крестьян.
Что собой представляла семья Ивана? Чем занимались родители и дети?
Это обычная крестьянская семья, трудолюбивая и дружная: "Жили они - не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали".
Что нарушило этот мирный труд?
"Разнеслась вдруг в том царстве-государстве дурная весть: собирается Чудо-юдо поганое на их землю напасть, всех людей истребить, все города-сёла огнём спалить".
Почему дети решили идти на борьбу с Чудом-юдом?
Они не могут видеть горя родителей, смириться с бедой на родной земле. 
Батюшка с матушкой не стали удерживать детей. Родители понимают, что родную землю надо спасать, а кому и спасать, как не молодым?
И старик, и старуха, встреченные братьями в пути, называют их "добрыми молодцами", а поход - "добрым делом". А разве можно иначе назвать тех, кто идёт на защиту родной земли, готов свою жизнь отдать ради счастья других?!
И вот братья у Калинова моста, на реке Смородине. Эти мост и река - своеобразная граница между родиной братьев и царством Чуда-юда.
Иван предлагает братьям "в дозор ходить". "Ну, братцы, - говорит Иван, - заехали мы в чужедальнюю сторону, надо нам ко всему прислушиваться да приглядываться. Давайте по очереди в дозор ходить, чтоб Чудо- юдо через Калиновый мост не пропустить". На границе очень важна бдительность, потому что в любую минуту её может пересечь враг; и если прозеваешь этот момент, можно и родной земли лишиться...
Как проявили себя братья в дозорной службе? Позволительно ли воинам так себя вести?
Братья оказались легкомысленными и безответственными: обойдя кругом моста и ничего не заметив, они преспокойно улеглись спать, не думая о том, что Чудо-юдо может появиться в любую минуту. Воины не должны так себя вести, потому что они рискуют не только собой, но и всей родной землёй.
А почему Иван не спит, даже когда не его очередь ходить дозором?
Не спиться Ивану в "чужедальной стороне", потому что он переживает за судьбу своей родины и думает, как бы не проворонить врага. 
Почему он не будит братьев, а сам берётся за дело?
Дело не в том, что он не надеется на них, а в том, что он - младший и, следовательно, уважителен к старшим: если он сам может справиться, зачем нарушать их сон?
Художник Митя Рыжиков
Опишите, каким вы представляете врага земли Русской - Чудо-юдо. 
Чудо - юдо - это получеловек-полузмей, покрытый чешуёй, крылатый, огнедышащий. Он сидит на чёрном коне, закованном в броню, на плече его чёрный ворон, а впереди бежит большой чёрный пёс.
Случайны ли спутники Чуда-юда?
Нет: ворон - вестник смерти, над полем битвы всегда кружится вороньё. А чёрный пёс, как разведчик, готов в любую минуту кинуться на добычу. Чёрный цвет этих спутников предвещает беду и смерть...
Как реагирует природа на появление Чуда-юда?
Она приходит в беспокойство, будто предупреждает об опасности: "...на реке воды взволновались, на дубах орлы раскричались". А при появлении самого страшного Чуда-юда "сыра земля заколебалась, воды в реке взволновались, буйны ветры завыли, на дубах орлы закричали".
Перечитаем описания трёх боёв Ивана с Чудом-юдом. Как в сказке показано, что каждый новый бой становится всё тяжелее?
Каждый Чудо-юдо сильнее предыдущего: у него больше голов и, соответственно, сил. Первый не мог вогнать соперника в землю, второй вогнал Ивана по колени, третий может вбить в землю по плечи. "Плохо пришлось Ивану: Чудо-юдо свистом его оглушает, огнём его жжёт-палит, искрами его осыпает, по колени в сырую землю его вгоняет..." Он ещё обладает чудодейственным огненным пальцем, восстанавливающим отрубленные головы.
Как ведёт себя Чудо-юдо в бою?
Чудо-юдо самоуверен и хвастлив: "Что ты, мой конь, спотыкаешься? Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс, ощетинился? Или вы чуете, что Иван крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну!" Его самоуверенность передаёт пословица: "он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился".
А каким предстаёт в этих боях Иван? Что говорят о нём пословицы, которые он употребляет?
Иван смел, мужественен, полон собственного достоинства. Это помогают понять пословицы, звучащие в его речи: "Не подстрелил ясного сокола - рано перья щипать! Не узнал доброго молодца - нечего срамить его!", "Не хвались, прежде за дело примись", "Погоди... хвалиться: как бы... не осрамиться!". Иван находчив: во время боя со вторым Чудом-юдом он бросил в глаза противнику горсть песку, и "пока Чудо-юдо глазищи протирал, Иван срубил ему и остальные головы". В третьем бою он сообразил, что главная сила врага в огненном пальце, и исхитрился отсечь его.
А что ещё помогло Ивану одержать победу?
Желание освободить родную землю от напасти. "Пришёл я насмерть биться, от тебя, проклятого, добрых людей избавить!" - говорит Иван Чуду-юду. Верно, помнил он русскую пословицу: "С родной земли - умри, не сходи!"
Как вы думаете, зачем сказитель трижды описывает бой? Почему нельзя было ограничиться описанием самого тяжкого боя?
Троекратное описание боя, каждый раз всё более тяжёлого, усиливает значимость победы: нелегко она далась, но сражался Иван крестьянский сын за освобождение родной земли, и это придавало ему силы...
В описаниях используются повторы.
Каждое появление Чуда-юда сопровождается описанием растревоженной природы, повтором слов, рассказом о реакции чёрного ворона и пса на присутствие Ивана крестьянского сына.
В описании последнего боя мы находим и преувеличения (гиперболы). Для чего они используются? Гиперболы показывают богатырскую силу Ивана: брошенная им рукавица пробила крышу избушки, в которой спали братья, а от удара его шапки она чуть по брёвнышкам не раскатилась.
В двух боях Иван обошёлся без помощи братьев, а в третьем ему помощь понадобилась. Он почувствовал это и, уходя, предупредил братьев: "Я, - говорит, - на страшный бой иду! А вы, братцы, всю ночь не спите, прислушивайтесь: как услышите мой посвист - выпустите моего коня и сами ко мне на помощь спешите". Но, несмотря на просьбу Ивана, братья снова заснули непробудным сном. Как можно теперь расценить этот сон?
Это не просто безответственность - это предательство, потому что не только младший брат, но и вся родная земля могли за него поплатиться.
Как воспринял это Иван? Озлобился, рассердился? Как это его характеризует?
Не озлобился младший брат, только попенял старшим: "Эх вы! Из-за сонливости вашей я чуть головой не поплатился!" Простил он их: старшие всё-таки, братцы... Значит, он незлобивый, добрый и умеет прощать.
Почему Иван не успокоился, победив Чудо-юдо? Какие качества он проявил при этом?
Иван предполагал, что со стороны Чудо-юдова царства могут быть ещё какие-то каверзы: ведь убил он только главных воинов, а царство-то осталось... А герою нужна была полная победа. Вот почему он отправился "за Калиновый мост и прокрался незаметно к Чудо-юдовым каменным палатам. Подошёл к открытому окошку и стал слушать - не замышляют ли здесь ещё чего? И оказалось, что не напрасны были его опасения: Чудо-юдовы жёны и мать замыслили погубить братьев. Опять Иван оказался предусмотрительнее и умнее старших братьев и спас их от смерти.
Перечитаем начало и конец сказки. Чем они похожи? О чём это заставляет задуматься?
И в начале, и в конце сказки говорится о земледельческом труде Ивана и его семьи. В начале: "Жили они не ленились, с утра до ночи трудились: пашню пахали да хлеб засевали". В конце: "И стали они жить да поживать, поле пахать да пшеницу сеять". Выходит, что главное в жизни этой семьи - труд.
Вернёмся ещё раз к названию сказки - "Иван крестьянский сын и Чудо-юдо". Получается, что прозвание Ивана крестьянский соответствует смыслу жизни главного героя - труду на родной земле и украшению её.
Но слово крестьянский происходит от слова христианский, а оно, в свою очередь, от слова христианин
Христианин - тот, кто исповедует веру в Иисуса Христа и живёт по христианским заповедям, то есть человек честный, трудолюбивый, добрый, милосердный, умеющий прощать, любящий свою землю и защищающий её.
Герой русской народной сказки Иван не просто крестьянский сын, но и настоящий христианин. Иван любит родную землю, усердно возделывает и самоотверженно защищает её, почтителен к старшим, незлопамятен, умеет прощать. Его жизнь соответствует христианским представлениям о том, каким должен быть человек. А Иван - крестьянский сын оказался ещё и героем, но очень скромным: вернулся к своему делу, не ждал и не требовал наград...
Автор статьи Соловей Татьяна Григорьевна
 
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СКАЗКИ И СТАТЬИ:

ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО. ЧАСТЬ 1 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой.
 
Было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они-не тужили, землю пахали, пшеницу сеяли. Однажды разнеслась по белу свету весть, что объявилось на реке Смородине Чудо-Юдо поганое...
ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО. ЧАСТЬ 2 Рассердилось Чудо-Юдо - двенадцатиглавый змей и спрашивает: "Что ты, конь мой, спотыкаешься, что ты, воронье перо, трепыхаешься, что, волчья шерсть, щетинишься? Али Ивана - крестьянского сына почуяли?
БЕЛОЕ  КОРОЛЕВСТВО. ЧАСТЬ 1. НОРВЕЖСКАЯ  СКАЗКА Юноша поступил, как ему велела девушка. Прошел мимо львов во дворец и лег в темной комнате на постель. Ночью явился трехглавый змей и стал избивать его тремя дубинками. Юноша все вытерпел... 
БЕЛОЕ  КОРОЛЕВСТВО. ЧАСТЬ 2. НОРВЕЖСКАЯ  СКАЗКА
В тот же миг он очутился в своем дворце. Королева сначала не узнала мужа — так изменили его скитания и горе. Но он показал ей перстень, и она обрадовалась без памяти, что ее муж вернулся.
АНАЛИЗ  СКАЗКИ "ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ"
Сказка "Василиса Прекрасная" очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений. Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами... 

АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИНА. ЧАСТЬ 1
Сказка опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Вспомним народные сказки: русские - "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Крошечка-хаврошечка"...
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИН. ЧАСТЬ 2
Царевна вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно ли сказать, что королевич, как и царевна, "нраву кроткого", то есть тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА". ЧАСТЬ 1 Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" ЧАСТЬ 2. Кощей Бессмертный - образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть...
 
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ. АНАЛИЗ СКАЗКИ
Василиса Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему, как мастерица...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.