Сказка как фольклорный жанр

В науке о фольклоре ещё нет чёткого определения жанра сказки. Некоторые фольклористы придерживаются понимания сказки как жанра с "установкой на вымысел". Однако в ряде других жанров вымысел, в том числе фантастика, также выполняет важную роль, например в легенде, в быличке (рассказе о чертях, домовых, леших). Значит, считать вымысел отличительным признаком сказки нельзя даже в том случае, когда под ним понимают лишь фантастику. 
Кроме того, едва ли можно определить жанр - сложное явление - только по одному признаку. При определении сказки надо учитывать и следующие её особенности: сказка - эпический жанр, прозаический, имеющий развёрнутый сюжет. 
Её содержание необычно, но не только в смысле фантастики. У неё особого типа композиция, которая отличается сосредоточением действия на герое, повторением ситуаций; у сказки устойчивый текст, тогда как в легенде и предании текст обычно импровизируется. В отличие от легенды сказка не имеет религиозной окраски, а в отличие от предания она не прикреплена к определённому месту и времени. Сюжет её многоэпизоден. Сказка носит моралистический характер, в ней резко противопоставляется добро и зло. Для сказки характерен счастливый конец. Эстетическая сторона в сказках более ясно выражена, нежели в других прозаических жанрах. Есть у неё и свои особенности поэтики и стиля.
В славянском фольклоре сказки занимают большое место. У всех славянских народов они очень популярны. В каждой из славянских стран издано немало ценных сборников сказок, которые отличаются высоким мастерством сюжетного развития, яркой характеристикой персонажей, выразительными стилистическими средствами.
Русская пословица гласит: "Сказка - складка, а песня - быль". Её смысл состоит в подчёркивании того, что сказка "сложена", "сделана" умело и хорошо построена, а песня тесно связана с действительностью. Это отмечается и в другой русской пословице: "Красна песня ладом, а сказка - складом". Недаром писатели всех славянских стран высоко отзывались о свойственном сказке искусстве сюжета, мастерстве характеристик, богатстве её типических формул, ярких и выразительных. Пушкин писал в письме к брату (Михайловское, ноябрь 1824 г.): "Вечером слушаю сказки и вознаграждаю  тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!"
У славянских народов существовали и до сих пор существуют талантливые сказочники и сказочницы, которые не только помнят множество сказок, усвоенных ими от людей старшего поколения, но и сами создают новые сказки путём использования традиционной поэтики, введения в традиционные схемы нового материала. Известный собиратель русских сказок Д.Н.Садовников в 70-е годы XIX в. записал немало ценных произведений от самарского сказочника Абрама Кузьмича Новопольцева, который рассказал ему 72 сказки. Советские фольклористы записывали сказки от талантливых рассказчиц из Воронежской области А.К. Барышниковой и А.Н. Корольковой. В конце XIX в. на Украине жил известный сказочник Родион Фёдорович Чмыхало.
У болгар среди многих сказочников выделяется Тодор Дойчинов, о котором записывавший от него сказки А Мартинов писал: "Он, несомненно, самый даровитый рассказчик народных сказок из села Граово. Рассказывает легко, свободно, быстро и образно. Пользуется мимикой, жестами и звукоподражаниями, и это делает его рассказ особенно увлекательным. Каждую сказку переживает, как будто он сам действующее лицо. Умеет изменять интонацию столько раз, сколько сочтёт нужным. Всякий герой является перед нами как живое лицо и имеет свой индивидуальный облик. Дядя Тодор любит рассказывать в диалогической форме, и это делает его рассказ более живым и разнообразным. Каждая его сказка - сценка"
Вук Стефанович Караджич
Известный собиратель произведений сербского народного творчества Вук Стефанович Караджич записывал сказки от замечательного рассказчика торговца Груи Механджича, который был грамотным и сам записывал для Караджича тексты нескольких сказок. Эти записи сохранились в архивах.

О сербских, хорватских и словенских сказочниках и сказочницах рассказывает М.Бошкович-Стулли в предисловии к составленному ею сборнику. Во вступительной статье к сборнику "Истарске народне приче". М.Бошкович-Стулли отмечает Илию Джуретина, который "вплетал" в свои сказки детали окружающего его быта; Шиму Бралича, который рассказывал сказки от первого лица, будто он сам был участником повествуемых событий, а его манера рассказывания подходила к юмористическим сказкам его репертуара.

Источник: Н.И.Кравцов "Славянский фольклор"

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ:

СЛАВЯНСКИЕ СКАЗКИ Славянские сказки весьма разнообразны по типам и богаты по сюжетам. Они, с одной стороны, имеют в своём составе международные сюжеты, такие, какие есть в сказках многих народов, а с другой - сюжеты, свойственные только славянским сказкам...
ОСОБЕННОСТИ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Волшебные сказки славянских народов необычайно многочисленны и разнообразны по сюжетам. Они представляют собой особый вид сказок и от других разновидностей этого жанра отличаются своей структурой, характером сюжетов и поэтикой... 
ГЕРОИ  ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК Героем волшебных сказок славянских народов, как правило, является обычный человек, не обладающий особыми качествами. Он достигает своей цели лишь благодаря отваге, честности и доброте. Но есть в славянских сказках и герои-силачи, как например, чешский или сербский Валибук, белорусский Вярнидуб, польский Валигура...
 
СКАЗКИ  О  ЖИВОТНЫХ Наиболее популярные персонажи сказок о животных: лиса, волк, медведь, коза, петух. Образы животных наделены довольно меткой характеристикой. Животные имеют определённые характеристики: медведь - добродушный, неповоротливый; волк - глупый и жадный; лиса - хитрая...
БЫТОВЫЕ  СКАЗКИ В центре бытовых славянских сказок - семейные и социальные отношения, с одной стороны, многочисленные сказки о жене и муже, а с другой - о барине (пане), купце, чорбаджии, попе. В бытовых сказках ярко проявляются юмор и ирония...
СКАЗКА-ЗАГАДКА. В.П.АНИКИН Кто же этот чудный зверь - тур-потутур? Отгадать загадку не так-то просто. Оказывается, это не кто иной, как кот, он "потутурился" и сидит, "гостей" поджидает, то есть мышей из подполья - "Нова-города". Но и после этого объяснения остаётся много неясностей: почему кот - это "тур-потутур"...
АНАЛИЗ  СКАЗКИ "ВАСИЛИСА ПРЕКРАСНАЯ"
Сказка "Василиса Прекрасная" очень нравится читателям прежде всего из-за главной героини и волшебной куколки, которая во всём ей помогала. Особенно привлекает их путешествие Василисы к Бабе-яге и описание её владений. Василиса видится русской красавицей с длинной русой косой, голубыми глазами... 
АНАЛИЗ  СКАЗКИ "ИВАН КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО"  Анализ сказки принято начинать с беседы по читательскому восприятию: что понравилось и запомнилось, о чём сказка? Вспомним главных героев сказки: Иван, братья, Чудо-юдо. Почему, если братьев трое, в названии упомянут только один, только у него есть имя?
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИНА. ЧАСТЬ 1
Сказка опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Вспомним народные сказки: русские - "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Крошечка-хаврошечка", немецкие - "Госпожа Метелица" и "Снегурочка"...
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИН. ЧАСТЬ 2
Царевна вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно ли сказать, что королевич, как и царевна, "нраву кроткого", то есть тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА". ЧАСТЬ 1 Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" ЧАСТЬ 2. Кощей Бессмертный - образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть...
 
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ. АНАЛИЗ СКАЗКИ
Василиса Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему, как мастерица...
О  СКАЗКАХ  ПУШКИНА У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних — «Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика... Но пусть сказки будут в каждой нашей семье наготове...
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С.ПУШКИНА
О происхождении этой сказки существует обширная литература. А между тем, по-видимому, никто до сих пор не изучал единственной черновой рукописи этой сказки (ПД, № 961)...
Так приходится думать потому, что еще не опубликован очень любопытный эпизод этого черновика...

1 комментарий:

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.