Сказка о царевне-лягушке. Анализ сказки

Царевна-лягушка. Художник Дарья Чалтыкьян
Основы народной этики, веками выработанные правила морали, общечеловеческий идеал воплотились в сказке "Царевна-лягушка". Она интересна детям и взрослым. Здесь мужественный, бесстрашный, верный, красивый герой преодолевает беды и невзгоды, чтобы искупить свою вину перед любимой, отстоять своё счастье и соединиться с ней.
Сколько времени мы читаем эту сказку? Не более получаса?
А задумывались ли вы над вопросом, сколько времени длится действие этой сказки?
Размышляя, приходим к выводу, что, может, год, а может, и больше: ведь много дней потребуется, чтобы, разыскивая Василису Премудрую, износить три пары железных сапог и изгрызть три железных хлеба.
Значит, правда, что "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается"?
А вот и другой вопрос: читали сказку дома, а где побывали, куда нас эта волшебная сказка привела?
Обнаруживаем, что мысленно попутешествовал читатель сказки "Царевна-лягушка" немало: в некотором царстве, в некотором государстве были мы в царском дворце; выйдя на простор, пускали стрелы с братьями в разные стороны; заходили со старшим и средним братьями на боярский и купеческий дворы, с младшим, Иваном, два дня бродили по лесам и горам в поисках стрелы; а уж когда Иван-царевич отправился жену искать, то вместе с ним оказываемся мы за тридевять земель, за тридевять морей, пробираемся по тёмным лесам, по топким болотам, спешим по зелёным лугам.
Убеждаемся в том, что сказка обладает чудодейственной силой: у неё свои законы и времени и пространства. Отбирая только самые важные в жизни героя события, она как бы уплотняет, спрессовывает время. Благодаря этому свойству, она способна преодолевать любые расстояния, поднимать нас в поднебесную высоту и опускать в подземное царство.
Вспомним начало сказки. Царь призвал сыновей: "Дети мои милые, вы теперь в возрасте, пора вам и о невестах подумать". Итак, сыновья получают отцовский наказ жениться и в свою очередь испрашивают у отца совета: "За кого же нам, батюшка, посвататься?" Как воспринимается ими этот совет? Как батюшкина воля: "Где стрела упадёт - там и сватайтесь".
Так в сказку ненавязчиво входит мотив семьи и взаимоотношений в ней, отцовской воли и сыновнего послушания.
Кому из сыновей проще было исполнить батюшкин наказ? Старшему да среднему: они свои стрелы сразу нашли, один - на боярском тереме, другой - на купеческом дворе. Может, они туда и целились.
А младшему, Ивану-царевичу? Он решил судьбу испытать. Ему пришлось нелегко: "два дня ходил он по лесам и горам" и только на третий в болоте нашёл свою стрелу.
Что же заставило его быть таким настойчивым? Оказывается, батюшкину волю нельзя не исполнить, испокон веков так ведётся - выполнять родительский наказ, чтить отца и мать.
Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку-квакушку с его стрелой? Обосновываем разные точки зрения: страх, растерянность, разочарование, ужас. Теперь понятно, почему он хотел бежать и отступиться от своей находки: "Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!"
Прав он оказался? Действительно, братья над ним посмеялись. Так почему он лягушку всё-таки взял? Не потому ли, что она сказала: "...жалеть не будешь"?
Размышляем: не знал Иван-царевич, кто перед ним, значит, корысти у него не было. А тогда почему лягушку-квакушку подобрал? Опять-таки - отцовский наказ не выполнить - грех, да и жалко её, вот и "завернул в платочек".
В этом поступке, отмечаем, характер Ивана-царевича проявился; в словах же этих, произнесённых сказителем, слышится явное одобрение этого поступка. Мог ли Иван-царевич солгать, сказать, что стрелу в болоте не нашёл, скрыть, что лягушку видел?
Спорим, приходим к выводу: не мог. Во-первых, обманывать - тоже грех; во-вторых, другой бы смог, а он - нет; поступи он так, скрыв правду, не стал бы он героем такой сказки; в-третьих, если он не знал до поры про Василису Премудрую, то она-то знала, кого выбирать (на то и сказка!), и плохого бы молодца не выбрала.
Да ведь, подумав хорошенько, и Иван-царевич мог решить: от судьбы не уйдёшь. Вот и батюшка не посмеялся, как сыновья, а рассудил, чему быть - того не миновать: "Бери квакушку, ничего не поделаешь!"
Непросто войти в чужую семью. После свадьбы батюшка трижды подвергает невесток испытанию. Заметим, как сыновья отвечают на отцовскую волю. Послушанием: "Поклонились царевичи отцу и пошли". А через какие испытания проходят жёны сыновей, помним? Что батюшка ценит в женщине, хозяйке? Она должна уметь хлеб испечь (вспоминаем пословицы: "Не красна изба углами, а пирогами". Хлеб в доме - значит, семья сыта, гостя можно принять: "Хлеб на стол, так и стол - престол. А на столе ни куска, так и стол - доска"); быть мастерицей на все руки - рукодельничать, а уж умеет работать - значит, и повеселиться уметь должна.
Выходит, не прихоть свою батюшка проявил в каждой просьбе, а разум, мудрый опыт житейский. 
Что-то удивило, поразило, насмешило нас в том, как невестки исполняют желания свёкра (отца мужа)?
Оказывается, Василиса Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему, как мастерица.
Разве волшебное слово помогает ей каравай приготовить да ковёр соткать?
Читаем: "Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай - рыхлый да мягкий..." Ей бы здесь успокоиться, ведь чудесный хлеб получился! А ей этого мало: "...изукрасила каравай разными узорами мудрёными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие..." Не каравай, а пирог праздничный! Зачем это ей?
Зачем "где кольнёт иглой раз - цветок зацветёт, где кольнёт другой раз - хитрые узоры идут, где кольнёт третий - птицы летят..."?
ПОДРОБНЕЕ ОБ ОБРАЗЕ ВАСИЛИСЫ ПРЕКРАСНОЙ 
Автор статьи Н.Л.Крупина
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ И СКАЗКИ:

АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА". ЧАСТЬ 1 Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" ЧАСТЬ 2. Кощей Бессмертный - образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть...
 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. СКАЗКА ИЗ СБОРНИКА   А.Н. АФАНАСЬЕВА  В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь такое слово: – Дети мои милые... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 1. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. Подняла ту стрелу лягушка зелёная. Иван-царевич, говорит ей: "Отдай, лягушка, мою стрелу". А та отвечает: "Возьми меня замуж, тогда отдам". 
Закручинился Иван-царевич, но деваться некуда, наказ отца надобно выполнять... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 2. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ В тот же миг потемнел белый свет, неведомо откуда налетела нечисть злая и унесла с собой Василису Прекрасную. Только и успел Иван-царевич расслышать несколько слов: "Ах, Иван-царевич! Ищи теперь меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного..."
 
Уснул Иван-царевич, а лягушка кожу сбросила, превратилась в Василису Премудрую и крикнула: - Няньки-мамки! Испеките хлеб, какой мой батюшка только по воскресеньям ел!
Проснулся Иван-царевич, а рядом с лягушкой - каравай красоты невиданной... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. МАШИНЫ СКАЗКИ Иванушка смотрит, глазам своим не верит: "Теперь же на лягушке жениться придётся!"
Заплакал Иван-царевич. А лягушка тогда ему и говорит: "Не плачь, Иванушка, я тебе новое яичко снесу..." Ой...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЮРИЙ КУРАНОВ
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
- Не бойся... 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.