Иллюстрация Stanislaw KRUPP |
Однажды Богдо-хан приказал стрелять в шаманку, чтобы проверить её магические способности. Но женщина не только осталась жива и здорова, а даже стала камлать сильнее прежнего. По преданию, у неё родился ребёнок, от которого и пошли все последующие камы.
Стать шаманом мог не каждый. Шамана не выбирали и не назначали соплеменники. Шаманство передавалось по наследству из поколения в поколение в роде шамана. Считали, что духи умершего шамана сами искали и выбирали нового шамана среди его родственников из числа мужчин или женщин. Причём должность кама определялась не по желанию и не на добровольных началах, а по определению самого верховного божества - Ульгеня. Призыв к шаманскому служению проявлялся в виде "шаманской болезни", проявлявшейся в форме припадков эпилепсии. Этот момент происходит примерно на 15-18 году жизни избранного на шаманское служение.
В 70-е годы 19 века миссионер В.И.Вербицкий писал, что "шаман не принимает должности добровольно,
- напротив того, естественно противится волею и умом принятию, но это своего рода инкубация, которая с детства принимается от родителей по наследству, как болезнь. Дух предка наступает, нападает, давит. Потомок, испытав периодическое нападение в течение нескольких суток или недель и поняв своё состояние, старается морально противостоять: в свободное от припадков время не ходит туда, где камлают, не делает бубна и других принадлежностей и произвольных действий, свойственных каму. И таким образом может иногда отбиться от должности, которая по милости предка падает на него. Но это отбивание дорогого стоит: избираемый становится или вовсе безумным или уродом, или замучивается и умирает" (Вербицкий В.И. Алтайцы. Томск. 1870).
- напротив того, естественно противится волею и умом принятию, но это своего рода инкубация, которая с детства принимается от родителей по наследству, как болезнь. Дух предка наступает, нападает, давит. Потомок, испытав периодическое нападение в течение нескольких суток или недель и поняв своё состояние, старается морально противостоять: в свободное от припадков время не ходит туда, где камлают, не делает бубна и других принадлежностей и произвольных действий, свойственных каму. И таким образом может иногда отбиться от должности, которая по милости предка падает на него. Но это отбивание дорогого стоит: избираемый становится или вовсе безумным или уродом, или замучивается и умирает" (Вербицкий В.И. Алтайцы. Томск. 1870).
Иллюстрация Stanislaw KRUPP |
Как утверждает Л.Я.Штернберг, талант шамана не дар, а бремя. "Не по воле человека стать шаманом. Дар шамана приобретается не по желанию последнего, обычно наоборот, против его желания и высокий этот дар принимается, как тяжёлое бремя, которое человек приемлет, как неизбежное, покоряясь ему с тяжёлым сердцем обречённого".
Иллюстрация Stanislaw KRUPP |
Обычно шаманская болезнь продолжалась долго, иногда даже несколько лет, так как заболевший упорно противился принятию служения. Но слыша всё время во сне и во время припадков приказание камлать, угрозу задушить и обещание, при условии согласия, выздоровления, больной, измученный и напуганный, соглашается камлать, и выздоравливает. Так, шорский кам Феофан из Усть-Мрас-су болел год, другой кам из рода Кобый улуса Сири болел три года.
Средства для существования камы телеутов и шорцев получали главным образом от своего обычного традиционного хозяйства. Доходы от камланий не являлись у большинства камов основой их материального благосостояния. Большие камлания носили сезонный характер и совершались с весны до осени. Таким образом, шаман мог камлать не только не каждый день, но и не каждый месяц. Большинство шаманов были бедные люди, лишь самые популярные относились к зажиточным слоям населения.
Директор музея "Чолкой" В. И. ЧЕЛУХОЕВ |
В 1920 г. из улуса Чарга Горно-Алтайской области приехали две молодые шаманки Прасковья Дмитриевна Шадеева и Марфа Александровна Тодышева. Они камлали во всех телеутских поселениях на рр. Бачаты (Челухой, Шанда, Черта, Большой Улус и др.). П.Д.Шадеева умерла в 1929 г., а М.А.Тодышева в 1934 г. После этого ни в Челухоево, ни в Шанде своих шаманов не было.
(Источник: Д.В.Кацюба "Очерки духовной культуры телеутов")
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
КАК ПОЯВИЛИСЬ ТЕЛЕУТЫ У духа Алтая и его жены – Богини Природы Умай было шесть дочерей и двое сыновей. Крепкая и дружная это была семья. Духи всех горных вершин, которыми управлял Хозяин Алтая, не раз благодарили своего главного бога Ульгеня за доброго и мудрого наставника...
ТЕЛЕУТСКАЯ ЗЕМЛИЦА В самом центре Кемеровской области, в самом сердце Кузбасса, находится одно из старинных поселений село Челухоево, где живут, в основном телеуты, корни которых уходят в глубину веков. Телеуты – один из малочисленных тюркских народов Южной Сибири. Общая численность по данным 2010 г. составляет 2520 человек...
ТЕЛЕУТЫ - ДРЕВНЕЙШИЕ ЖИТЕЛИ КРАЯ Телеуты являются древнейшими жителями Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племён "теле", входивших в тюркский каганат VI - VII вв. Название "теле", как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племён...
ЛЕГЕНДА О КУКЛАХ Что такое эмегендер? Почему и как они появились у телеутов? На этот счёт существует старинная легенда о куклах, которую поведал Николай Степанович Челухоев (с. Челухоево, 1972 г.). Согласно легенде у телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами, ухаживать за ними как за маленькими детьми...
КУПЕЦ. ТЕЛЕУТСКАЯ СКАЗКА Старший сын вернулся, купеческую дочь в жены взяв, привел. Средний сын вернулся, дочь бия в жены взяв, привел. Младший сын искал, невесту не нашел, на берегу реки лягушку нашел, лягушку с берега реки взял, эту лягушку домой принес. Купец сказал: «Старшая сноха пусть куртку сошьет...
КАК ДРОФА ВСЕМ ОТОМСТИЛА. ТЕЛЕУТСКАЯ СКАЗКА Дрофа то здесь, то там садилась и о вершину таволожки ноги
ободрала. После этого к овцам полетела. Прилетев сказала: «Овцы,
овцы, – говорит, – вершину таволожки изжуйте». Овцы ответили:
«Ой, – говорят, – мы даже сладкую нашу траву съесть не можем»...
КЕР-САГАЛ. ТЕЛЕУТСКАЯ СКАЗКА Дали Кер-Сагалы старику пяльцы. Старичок, пяльцы взяв, домой
отправился. В дом войдя, увидел, что старуха его мальчика родила,
запеленав, в колыбель его положила, положив, укачивает. Старик,
мальчика увидев, расплакался:
– Я же Кер-Сагалам сына своего отдал, оказывается!
МЁРТВАЯ НЕВЕСТА. ТЕЛЕУТСКАЯ ЛЕГЕНДА Давным-давно у одного богатого хана была единственная дочь - красавица. Но совершенно неожиданно она заболела и умерла. Родственники её оплакали, одели в лучшее платье и с почестями похоронили. В гроб по древнему телеутскому обычаю положили разные гостинцы...
ТАНАЙКА. ТЕЛЕУТСКАЯ ЛЕГЕНДА Ехал
однажды русский купец на лошадях в Томск, масло вёз на продажу. Путь
его лежал через святые места - Караканские горы, мимо озера Танай. Когда
подъехал он к озеру, то увидел такую картину: человек, по виду телеут, привязал на куст красную и белую тряпочку, вокруг него разложил кусочки хлеба и молится.
Недавно смотрел фильм "Баксы" про старую шаманку, фильм хоть и староват, но интересный)
ОтветитьУдалитьНадо тоже посмотреть)
Удалить