"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские - "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Крошечка-хаврошечка", немецкие - "Госпожа Метелица" и "Снегурочка", французскую "Золушку" и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным,. ровным сиянием, исходящим от автора, - не ослепляющим, а просветляющим наши невидящие глаза и спящие духовно сердца. Свои клады пушкинская сказка открывает любому читателю, будь ему десять или пятьдесят лет - было бы только желание открыть. Но юного читателя должен повести за собой взрослый. Хорошо, если это мама, папа, бабушка, дедушка... Но в наше время, к сожалению, эта миссия чаще всего принадлежит учителю.
Сказку дети читают самостоятельно, но если есть возможно прочесть её в классе вслух, воспользуемся этой возможностью, так как это гарантирует знание содержания учащимися, а коллективное сопереживание усиливает эффект полноценного восприятия сказки, делая его богаче и ярче.
Разговор начинаем с обмена читательскими впечатлениями.
Какое впечатление произвела на вас сказка? Что особенно понравилось, запомнилось? Почему?
Эта волшебная сказка детям нравится прежде всего тем, что добро побеждает зло. Их очень привлекает образ молодой царевны добротой и верностью. С удовольствием они говорят о чудесном зеркальце: волшебное всегда близко детскому сердцу. Из понравившихся эпизодов выделяют странствия Елисея в поисках невесты, возвращение царевны к жизни, сватовство богатырей. Жалеют преданного Соколко. А ещё восхищаются мелодичными стихами, что радует особенно.
Кто в сказке в центре внимания автора? Почему?
В центре внимания царица-мачеха и царевна, потому что они представляют два жизненных полюса: добро и зло.
Есть ли в сказке персонажи, которые близки молодой царевне и воплощают в себе силы добра?
Есть. Это царица-мать, королевич Елисей, богатыри, Соколко, солнце, месяц, ветер.
А кто воплощает силы зла?
Откровенно злой персонаж в сказке один - мачеха. Но будь она совершенно одна, не могла бы она вершить злые дела и хоть на какое-то время добиваться успеха.
Кто же помогал ей творить зло? (Чернавка.)
Нет, она любит молодую царевну, о Чернавке сказано: "Та, в душе её любя..." Ей совсем не хочется выполнять приказ царицы, но...
Чёрт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего...
Страх наказания оказывается сильнее милосердия, и Чернавка ведёт царевну в чащу леса... А спустя некоторое время приносит ей отравленное яблоко. Выходит, что страх и безволие помогают злу осуществляться, и в таком случае даже неплохой человек меняется в своей сути.
Откуда же в царице ненависть к царевне?
Зеркальце сказало ей правду о том, что царевна красивее её, и вызвало гнев мачехи. Она не может жить без постоянных подтверждений её непревзойдённости. Хотя, вероятнее всего, красота падчерицы рано или поздно стала бы очевидной для всех, и, следовательно, не уйти от беды молодой царевне. А зло даже правду может сделать поводом к преступлению - ведь на то оно и зло, чтобы достичь своих целей...
Самое страшное свойство зла заключается в том, что его можно не увидеть и, значит, не распознать. Добрых героев мы видим сразу, а зло, как микробы, рассеяно повсюду и до поры до времени незаметно.
Вспомните: когда у царевны появилась мачеха?
Через год после смерти родной матери:
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.
Можно ли узнать из сказки об отношении новой жены царя к его дочери?
Нам ничего неизвестно об этом. Но ..мы можем догадаться, что царица её даже не замечала. Царевна росла "тихомолком" - значит, без внимания, сама по себе.
Когда пришла пора выдавать царевну замуж, мачеха, "на девичник собираясь", задала зеркальцу любимый вопрос и получила на него ответ:
Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Итак, девочка выросла без матери, мачеха ею не интересовалась, да и отец, видимо, был занят больше молодой женой, чем дочерью. Не случайно год после смерти жены обозначен именно "годом" (так долго он тянулся для царя!), а остальное время (верно, не меньше 16 - 17 лет) промелькнуло быстро, так что уже и дочь выросла и стала невестой.
Однако несмотря на всё это, царевна "поднялась и расцвела".
Найдите её описание и выделите в нём ключевые слова (нраву кроткого такого).
Объясните: что значит "нрава кроткого"? (Тихая, спокойная, скромная, приветливая)
Уточним значение слова кроткий по словарю В.И.Даля: "Тихий, скромный, смиренный, любящий, снисходительный, невспыльчивый, негневливый, многотерпеливый".
Что добавилось из этого определения к вашим? Есть ли все эти качества у царевны?
Конечно! Приведите примеры кротости царевны.
Царевна не требовала к себе особого внимания, жила и росла "тихомолком". Когда она по воле злой мачехи оказалась в лесу, а потом в тереме богатырей, то приняла это со смирением, ни на кого не затаила злобы, осталась такой же доброй и приветливой (вспомним её поведение в незнакомом доме, отношение к "нищей чернице"), любящей, верной своему жениху.
От родной матери. Перечитаем начало сказки и посмотрим, какой она была.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Всё время разлуки она провела у окна, ожидая "милого друга". Любовь и верность - главные качества её характера.
Отчего умерла царица?
От счастья, что наконец видит мужа:
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Так велика была её любовь...
Умение любить, быть верной, терпеливой передались дочери от матери.
Обратим внимание на то, когда родилась девочка:
Вот в сочельник в самый , в ночь
Бог даёт царице дочь.
Можете ли вы назвать дату рождения царевны?
Не сразу, но дети находят ответ: 6 января, накануне Рождества.
С давних времён люди, рождённые накануне больших религиозных праздников или в самые праздничные дни, считались отмеченными Богом, любимыми им.
Вспомним, когда кротость, смирение, терпение приходили на помощь царевне, выручали её из беды, помогали преодолеть трудности.
Когда царевна оказалась в дремучем лесу с Чернавкой и поняла, что ей грозит, она
...взмолилась: "Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я,
Не губи меня, девица,
А как буду я царица,
Я пожалую тебя"
И Чернавка пожалела бедную девушку:
Не убила, не связала.
Отпустила и сказала:
"Не кручинься, Бог с тобой".
Богатыри, пленившись её скромностью и красотой, приютили в своём доме:
И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек прикусила,
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Выделим глаголы, которые говорят о её доброте, приветливости, скромности. (Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась; закрасневшись, извинилась.)
"Вмиг по речи те спознали, / Что царевну принимали". Какой же была речь девушки, что сразу было понятно, что она царевна?
Наверное, очень приветливой, доброй, красивой. Значит, речь может быть визитной карточкой человека, характеризовать его и вызывать соответствующее к человеку отношение.
С радостью принял царевну даже пёс:
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя;
В ворота вошла она,
На подворье тишина.
Пёс бежит за ней, ласкаясь...
А когда царевне грозила беда, Соколко пытался её предотвратить.
Автор статьи Соловей Татьяна Григорьевна
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ И СКАЗКИ
АНАЛИЗ "СКАЗКИ О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ" А.С.ПУШКИН. ЧАСТЬ 2 Царевна
вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно
ли сказать, что королевич, как и царевна, "нраву кроткого", то есть
тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый...
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи...
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво...
Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели...
БЕЛОСНЕЖКА И СЕМЬ ГНОМОВ И осталась бедная девочка в большом лесу одна-одинёшенька, и стало ей так страшно, что все листочки на деревьях оглядела она, не зная, как быть ей дальше, как горю помочь. Пустилась она бежать, и бежала по острым камням, через колючие заросли, и прыгали около нее дикие звери, но ее не трогали...
О СКАЗКАХ ПУШКИНА У каждого
возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних —
«Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза,
«Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика... Но пусть
сказки будут в каждой нашей семье наготове...
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С.ПУШКИНА О происхождении этой сказки существует обширная литература. А
между тем, по-видимому, никто до сих пор не изучал единственной
черновой рукописи этой сказки (ПД, № 961)...Так приходится думать
потому, что еще не опубликован очень любопытный эпизод этого черновика...
Спасибо за статью! Жду продолжения :)
ОтветитьУдалить