У каждого
возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних —
«Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза,
«Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика... Но пусть
сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда
ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание...
Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них так же скупы, чувства столь же щедры. Но, пожалуй, в сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, ещё лаконичнее и строже, чем в «Онегине», «Полтаве» и в лирических стихах.
Зимний пейзаж, являющийся иной раз у Пушкина сюжетом целого стихотворения («Мороз и солнце; день чудесный!» или «Зима. Что делать нам в деревне?»), даётся в сказке всего двумя-тремя строчками:
...вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Так же немногословно передаёт поэт
в сказках чувства, душевные движения своих действующих лиц:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился
царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Одна пушкинская строчка:
«Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целье страницы
прозы или стихов.
Так печально и ласково звучит это
слово «тяжелёшенько», будто его произнёс не автор сказки, а кто-то свой,
близкий, может быть, мамка или нянька молодой царицы...
Только в подлинно народной песне
встречается порою такое же скромное, сдержанное и глубокое выражение
человеческих чувств и переживаний.
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся
ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности Слово.
А.М.Куркин. У лукоморья дуб зелёный |
Просто и
прочно строится в «Царе Салтане», и в «Сказке о рыбаке и рыбке», и в «Золотом
петушке» фраза. В ней нет никаких украшений, очень мало подробностей:
Туча по
небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Здесь очень мало слов — все наперечёт. Но
какими огромными кажутся нам из-за отсутствия подробностей и небо, и море,
занимающие в стихах по целой строчке.
И как не случайно то, что небо помещено
в верхней строчке, а море — в нижней!
В этом пейзаже, нарисованном несколькими чертами, нет
берегов, и море с одинокой бочкой кажется нам безбрежным и пустынным.
Правда, в
том же «Салтане» есть и более подробное изображение морских волн, но и оно
лаконично до предела:
В свете есть иное диво:
Море вздуется
бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...
Пушкини
всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у него целые
строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из
существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху.
Сын на
ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на
двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
Сколько силы и
энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов: поднялся, уперся, понатужился, молвил, вышиб и вышел! Радость действия, борьбы—вот что внушают
читателю-ребёнку эти шесть строк. И завершаются они победой: вышиб и вышел...
Сказки не были предназначены для детей. Но как соответствует их словесный строй
требованиям читателя-ребёнка, не
останавливающегося на описаниях и подробностях и жадно воспринимающего в
рассказе действие.
Как легко запоминается детьми это чудесное шестистишие из
«Салтана» («Сын на ножки поднялся»), похожее на считалку в детской игре. Оно
и кончается, как считалка, словами: «Вышел вон»...
Пушкинский стих всегда
работает и умеет передавать ритм движения, борьбы, труда. Вот как на глазах у
читателей мастерит себе лук и стрелу юный князь Гвидон:
Ломит он у дуба сук
И в
тугой сгибает лук,
Со креста снурок шелковый
Натянул на лук дубовый,
Тонку
тросточку сломил,
Стрелкой лёгкой завострил
И пошёл на край долины
У моря
искать дичины.
Эти простые и скромные строчки из сказки поражают своей
законченностью, сжатостью и точностью...
В сказках Пушкин создаёт живой,
зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам. Один и
тот же стихотворный размер передаёт у него и полёт шмеля или комара, и
пушечную пальбу, и раскаты грома.
Такие стихи требуют от читателя гораздо
больше пристального, сосредоточенного внимания, чем многозвонные, бьющие на
эффект произведения стихотворцев-декламаторов.
Воспитывать это чуткое внимание
надо с малых лет.
Художник А.М.Куркин |
Когда Гвидон превращается в комара,
про него говорится в стихах так:
Полетел и запищал...
Или:
А комар-то злится,
злится...
А когда он же превращается в шмеля, про него сказано:
Полетел и
зажужжал...
И дальше:
Он над ней жужжит, кружится...
Б.В.Зворыкин. "Сказка о царе Салтане" |
Нельзя по-настоящему оценить сказки
Пушкина, не заметив, как разнообразно звучит у него, в зависимости от
содержания стихов, один и тот же стихотворный размер.
Ветер по морю гуляет
И кораблик
подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого;
Пушки с пристани палят,
Кораблю пристать велят.
Сколько
в этом размере бодрости, стремительности, свободы!
А вот тот же стих в других
обстоятельствах.
Царь Дадон (из «Золотого петушка») не получает вестей с
войны от своих сыновей и ведёт войско в горы им на помощь. Вот что он видит в
горах:
Перед ним его два сына,
Без шеломов и без лат,
Оба мёртвые лежат,
Меч
вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По
кровавой мураве...
Стихотворный размер в этом отрывке
тот же, что и в предыдущем, но как различен их ритм!
В первом отрывке
торжествует жизнь, во втором — смерть.
Величайший мастер стиха, Пушкин умеет,
не меняя стихотворного размера, придавать ему любой оттенок —грусти, радости,
тревоги, смятения...
«Салтан», «Мёртвая царевна» и «Золотой петушок» написаны
лёгким и беглым четырёхстопным хореем...
Стихотворный ритм в сказках Пушкина
служит могучим подспорьем точному и меткому слову. Свободный, причудливый, он
живо отзывается на юмор и на пафос каждой строфы и строчки.
Свободно и
стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся
картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.
А между тем за этой весёлой свободой
сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьёзная мысль,
глубокая мораль.
Где, в каких словах сказки находит выражение её основная
идея? На этот вопрос подчас не так-то легко ответить, потому что мораль
пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности.
Художник Т.А.Маврина |
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
А в такой поучительной сказке, как
«Сказка о рыбаке и рыбке», и совсем нет отдельного нравоучения. Его с успехом
заменяет нарисованная в последних трёх строчках картина:
Глядь: опять перед
ним землянка,
На пороге сидит его старуха.
А пред нею разбитое корыто.
Недаром
это «разбитое корыто» вошло в поговорку.
«Царь Салтан» кончается не моралью, а
весёлым пиром, как и многие народные сказки. Но на протяжении всей этой
сказочной поэмы свет так явственно противопоставляется тьме, добро — злу и
справедливость несправедливости, что читатель всей душой участвует в заключительном пире, празднуя
победу молодого, отважного и великодушного Гвидона над кознями врагов, над
темным, душным запечным миром поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи.
Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной. В созданиях народной поэзии
Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание... Вот это-то
замечательное сочетание нравственной и социальной правды с безупречно отлитой
формой и делает сказки Пушкина особенно драгоценными для нашего времени...
Автор статьи Самуил Яковлевич Маршак
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ И СКАЗКИ:
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С.ПУШКИНА О происхождении этой сказки существует обширная литература. А
между тем, по-видимому, никто до сих пор не изучал единственной
черновой рукописи этой сказки (ПД, № 961)...Так приходится думать
потому, что еще не опубликован очень любопытный эпизод этого черновика...
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи...
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал...
Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели Хоронить её хотели И раздумали...
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир". - "Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица...
Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву...
Лебедь тут, вздохнув глубоко, Молвила: "Зачем далеко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта - я". Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты...
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод...
Пошёл старик к синему морю (Неспокойно синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка!
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.