О Сказках Пушкина

У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних — «Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика... Но пусть сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание...
 

Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них так же скупы, чувства столь же щедры. Но, пожалуй, в сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, ещё лаконичнее и строже, чем в «Онегине», «Полтаве» и в лирических стихах. 

Зимний пейзаж, являющийся иной раз у Пушкина сюжетом целого стихотворения («Мороз и солнце; день чудесный!» или «Зима. Что делать нам в деревне?»), даётся в сказке всего двумя-тремя строчками:

...вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Так же немногословно передаёт поэт в сказках чувства, душевные движения своих действующих лиц:
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец  
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.
Одна пушкинская строчка: «Тяжелёшенько вздохнула» — говорит больше, чем могли бы сказать целье страницы прозы или стихов.
Так печально и ласково звучит это слово «тяжелёшенько», будто его произнёс не автор сказки, а кто-то свой, близкий, может быть, мамка или нянька молодой царицы...
Только в подлинно народной песне встречается порою такое же скромное, сдержанное и глубокое выражение человеческих чувств и переживаний. 
А.М.Куркин. У лукоморья дуб зелёный
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности Слово.
 
Просто и прочно строится в «Царе Салтане», и в «Сказке о рыбаке и рыбке», и в «Золотом петушке» фраза. В ней нет никаких украшений, очень мало подробностей: 
Туча по небу идёт,  
Бочка по морю плывёт.  
Здесь очень мало слов — все наперечёт. Но какими огромными кажутся нам из-за отсутствия подробностей и небо, и море, занимающие в стихах по целой строчке.  
И как не случайно то, что небо помещено в верхней строчке, а море — в нижней!   
В этом пейзаже, нарисованном несколькими чертами, нет берегов, и море с одинокой бочкой кажется нам безбрежным и пустынным.  
Правда, в том же «Салтане» есть и более подробное изображение морских волн, но и оно лаконично до предела:  
В свете есть иное диво:  
Море вздуется бурливо, 
Закипит, подымет вой,  
Хлынет на берег пустой,  
Разольётся в шумном беге,  
И очутятся на бреге,  
В чешуе, как жар горя,  
Тридцать три богатыря...  
Пушкини всегда был скуп на прилагательные. А в сказках особенно. Вы найдёте у него целые строфы без единого прилагательного. Предложения составлены только из существительных и глаголов. Это придаёт особую действенность стиху.   
Сын на ножки поднялся,  
В дно головкой уперся,  
Понатужился немножко:  
«Как бы здесь на двор окошко  
Нам проделать?» - молвил он,  
Вышиб дно и вышел вон. 
Сколько силы и энергии в этих шести строчках, в этой цепи глаголов: поднялся, уперся, понатужился, молвил, вышиб и вышел! Радость действия, борьбы—вот что внушают читателю-ребёнку эти шесть строк. И завершаются они победой: вышиб и вышел...  
Сказки не были предназначены для детей. Но как соответствует их словесный строй тре
бованиям читателя-ребёнка, не останавливающегося на описаниях и подробностях и жадно воспринимающего в рассказе действие.  
Как легко запоминается детьми это чудесное шестистишие из «Салтана» («Сын на ножки поднялся»), похожее на считалку в детской игре. Оно и кончается, как считалка, словами: «Вышел вон»...  
Пушкинский стих всегда работает и умеет передавать ритм движения, борьбы, труда. Вот как на глазах у читателей мастерит себе лук и стрелу юный князь Гвидон: 
Ломит он у дуба сук  
И в тугой сгибает лук,  
Со креста снурок шелковый  
Натянул на лук дубовый,  
Тонку тросточку сломил,  
Стрелкой лёгкой завострил  
И пошёл на край долины  
У моря искать дичины.  
Эти простые и скромные строчки из сказки поражают своей законченностью, сжатостью и точностью...
В сказках Пушкин создаёт живой, зримый образ, почти не прибегая к изысканным сравнениям и метафорам. Один и тот же стихотворный размер передаёт у него и полёт шмеля или комара, и пушечную пальбу, и раскаты грома.  
Такие стихи требуют от читателя гораздо больше пристального, сосредоточенного внимания, чем многозвонные, бьющие на эффект произведения стихотворцев-декламаторов.  
Воспитывать это чуткое внимание надо с малых лет.  
Художник А.М.Куркин
Дети почувствуют прелесть пушкинских сказок и в том случае, если будут читать их сами. Но ещё больше оценят они стихи, если услышат их в хорошем чтении. Не декламация нужна, а чёткое, толковое, верное ритму чтение. И прежде всего нужно, чтобы взрослый человек, читающий детям сказки, сам чувствовал прелесть русского слова и пушкинского стиха. Пусть обратит он внимание на то, какими простыми средствами достигает поэт предельной изобразительности, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная.
Когда Гвидон превращается в комара, про него говорится в стихах так:  
Полетел и запищал...  
Или:  
А комар-то злится, злится...  
А когда он же превращается в шмеля, про него сказано:  
Полетел и зажужжал...  
И дальше:  
Он над ней жужжит, кружится...  
Б.В.Зворыкин. "Сказка о царе Салтане"
Я не думаю, что мы должны объяснять ребенку, какое значение имеют в этих стихах звуки з и ж, характеризующие полёт комара и шмеля. Пусть дети чувствуют звуковую окраску стихов, не занимаясь анализом. Но мы-то сами, прежде чем прочесть стихи детям, должны хорошо услышать все эти з, ж, длинное, высокое и - в слове злится и низкое, гулкое у — в словах кружится и жужжит.
 
Нельзя по-настоящему оценить сказки Пушкина, не заметив, как разнообразно звучит у него, в зависимости от содержания стихов, один и тот же стихотворный размер.
Ветер по морю гуляет  
И кораблик подгоняет;  
Он бежит себе в волнах  
На поднятых парусах  
Мимо острова крутого,  
Мимо города большого; 
Пушки с пристани палят,  
Кораблю пристать велят.  
Сколько в этом размере бодрости, стремительности, свободы!  
А вот тот же стих в других обстоятельствах.  
Царь Дадон (из «Золотого петушка») не получает вестей с войны от своих сыновей и ведёт войско в горы им на помощь. Вот что он видит в горах:  
Перед ним его два сына,  
Без шеломов и без лат,  
Оба мёртвые лежат, 
Меч вонзивши друг во друга.  
Бродят кони их средь луга,  
По притоптанной траве,  
По кровавой мураве...
Стихотворный размер в этом отрывке тот же, что и в предыдущем, но как различен их ритм!  
В первом отрывке торжествует жизнь, во втором — смерть.  
Величайший мастер стиха, Пушкин умеет, не меняя стихотворного размера, придавать ему любой оттенок —грусти, радости, тревоги, смятения...  
«Салтан», «Мёртвая царевна» и «Золотой петушок» написаны лёгким и беглым четырёхстопным хореем...  
Стихотворный ритм в сказках Пушкина служит могучим подспорьем точному и меткому слову. Свободный, причудливый, он живо отзывается на юмор и на пафос каждой строфы и строчки.  
Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ.
А между тем за этой весёлой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьёзная мысль, глубокая мораль.  
Где, в каких словах сказки находит выражение её основная идея? На этот вопрос подчас не так-то легко ответить, потому что мораль пронизывает всю сказку от начала до конца, а не плавает на поверхности.  
Художник Т.А.Маврина
Моральному выводу не нужно особо отведённых строк, ибо он занимает столько же места, сколько и вся сказка. Только историю жадного попа и работника его Балды поэт кончает прямым нравоучением, да и оно умещается в одной строке- в заключительных словах Балды:
 
Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
А в такой поучительной сказке, как «Сказка о рыбаке и рыбке», и совсем нет отдельного нравоучения. Его с успехом заменяет нарисованная в последних трёх строчках картина:  
Глядь: опять перед ним землянка,  
На пороге сидит его старуха.  
А пред нею разбитое корыто.  
Недаром это «разбитое корыто» вошло в поговорку.  
«Царь Салтан» кончается не моралью, а весёлым пиром, как и многие народные сказки. Но на протяжении всей этой сказочной поэмы свет так явственно противопоставляется тьме, добро — злу и справедливость несправедливости, что читатель всей душой участвует в заключительном пире, празднуя победу молодого, отважного и великодушного Гвидона над кознями врагов, над темным, душным запечным миром поварихи, ткачихи и сватьи бабы Бабарихи.  
Пушкинская сказка - прямая наследница сказки народной. В созданиях народной поэзии Пушкина привлекают не только фабула и причудливые узоры внешней формы, но прежде всего реалистическая основа, их нравственное содержание... Вот это-то замечательное сочетание нравственной и социальной правды с безупречно отлитой формой и делает сказки Пушкина особенно драгоценными для нашего времени... 
 
Автор статьи Самуил Яковлевич Маршак
ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ  И  СКАЗКИ:


ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ "СКАЗКИ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ" А.С.ПУШКИНА
О происхождении этой сказки существует обширная литература. А между тем, по-видимому, никто до сих пор не изучал единственной черновой рукописи этой сказки (ПД, № 961)...
Так приходится думать потому, что еще не опубликован очень любопытный эпизод этого черновика...
Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна. Ждёт-пождёт с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись, глядючи... 
Час обеда приближался, Топот по двору раздался: Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: "Что за диво! Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал...
Перед мёртвою царевной Братья в горести душевной Все поникли головой И с молитвою святой С лавки подняли, одели Хоронить её хотели И раздумали...
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. "Кабы я была царица,- Говорит одна девица,- То на весь крещеный мир Приготовила б я пир". - "Кабы я была царица,- Говорит ее сестрица...
Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах. Корабельщики дивятся, На кораблике толпятся, На знакомом острову Чудо видят наяву...
Лебедь тут, вздохнув глубоко, Молвила: "Зачем далеко? Знай, близка судьба твоя, Ведь царевна эта - я". Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты...
Жил старик со своею старухой У самого синего моря; Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу, Старуха пряла свою пряжу. Раз он в море закинул невод...
Пошёл старик к синему морю (Неспокойно синее море). Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла к нему рыбка, спросила: "Чего тебе надобно, старче?" Ей с поклоном старик отвечает: "Смилуйся, государыня рыбка!
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.