Купец. Телеутская народная сказка

У одного купца было три сына. Тем своим сыновьям купец сказал: «Тех, кого в жены возьмете, увидите в своих снах!» – сказал. Его сыновья ушли. Старший сын вернулся; когда возвратился, сказал: «Дочь купца (во сне) в жены взял», – сказал. Средний сын вернулся; возвратившись, сказал: «Дочь бия во сне в жены взял», – сказал. Тот старший сын, сказав «купеческую дочь в жены возьму», отправился.
Тот средний сын, сказав «дочь бия в жены возьму», отправился. Младший сын вернулся; возвратившись, сказал: «Я невесты не нашел, – сказал. – В моем сне у воды лягушка лежала, – сказал. – Ее взял», – сказал. 
Тот старший сын вернулся, купеческую дочь в жены взяв, привел. Тот средний сын вернулся, дочь бия в жены взяв, привел. Младший сын искал, невесту не нашел, на берегу реки лягушку нашел, лягушку с берега реки взял, эту лягушку домой принес. 
Купец сказал: «Старшая сноха пусть куртку сошьет! – сказал. – Средняя сноха пусть шаровары сошьет! – сказал. – Младшая сноха пусть сапоги сошьет! – сказал. – Я завтра к хану поеду», – сказал. 
Старший сын, вернувшись домой, жене своей сказал: «Мой отец велел тебе куртку сшить!» – сказал. Средний сын, вернувшись домой, жене своей сказал: «Мой отец велел тебе шаровары сшить!» – сказал. 
Младший сын, вернувшись домой, деньги считать стал. Лягушка сказала: «Деньги зачем считаешь?» – так сказала. Парень ответил: «Чтобы сапоги в лавке купить, считаю деньги, – сказал. – Отец велел тебе сапоги сшить, завтра к великому хану поедет, говорит, – сказал. – Если их не купить, то как быть?» – сказал. 
Лягушка сказала: «Сапоги сошью я, – сказала. – Деньги не трогай!» – сказала. Тот парень деньги свои (назад) высыпал, уснул. Утром лягушка, разбудив парня, сказала: «Сапоги готовы!» – сказала. Когда парень проснулся, сапоги стоят, на сапоги посмотрел, с золотой вышивкой сапоги были, взяв их, в дом своего отца пошел. Двое старших сыновей пришли, сшитые шаровары и куртку показали. Отцу не понравилось, разгневавшись, выбросил их. 
Младший сын сапоги отцу подал; отец посмотрел, (даже) швов не нашел, сказал: «Эти сапоги понравились!» – сказал. 
Затем сказал: «Старшая моя сноха пусть хлеб испечет, – сказал, – средняя моя сноха пусть сухарей насушит, – сказал, – младшая моя сноха пусть булку испечет. Я утром к хану поеду», – сказал. Когда старшие сыновья вернулись, то, что отец сказал, рассказали своим женам. 
Младший сын вернулся, когда вернулся, деньги считал. Лягушка сказала: «Зачем деньги считал?» – сказала. Парень сказал:«Отец сказал, чтобы булку испекла,– сказал. – Сможешь ли ты испечь булку, размышляю, – сказал. – Поэтому, чтобы булку на базаре купить, деньги считаю», – сказал. Лягушка говорит: «Ты деньги не трогай, булку я испеку!» – сказала. Парень уснул. 
Утром лягушка сказала: «Вставай! – сказала. – Булку отнеси», – сказала. Парень, булку взяв, отцу отнес. Отец, когда увидел (его), сказал: «Что это такое беленькое?» Парень сказал: «Это моей женой, паршивой лягушкой, испеченная булка». Отец сказал: «Нравится!» – сказал. 
Теми двумя снохами приготовленная и принесенная пища не понравилась, собакам выбросил. 
Купец после этого сказал: «Утром три снохи мои, втроем придя ко мне, пусть мне споют, их голоса послушаю-ка я!» Когда вернулись домой, старшие сыновья своим женам сказали: «Утром отец “пусть придут!” – сказал. – Мне пусть споют!» – сказал. 
Две старшие снохи все в шелка нарядились. Младший сын домой вернулся, когда вернулся, лягушке-жене сказал: «Я жену свою, стыдясь, не поведу. Разве красивый у нее лик, чтобы я повел (ее)? – сказал. – У лягушки откуда хороший голос может быть, так думаю, – сказал. – Другого человека, наняв, поведу, покажу, хорошо спеть велю», – говорит. 
Лягушка сказала: «Человека не нанимай, я и сама схожу и спою, пожалуй!» Парень, на лягушку-жену не надеясь, загрустив, заснул. 
Утром на следующий день лягушка сказала: «Быстро вставай!» – сказала. Парень, когда встал, сказал: «Ты дурная паршивая лягушка! – сказал. – Мне с тобой вместе – стыдясь, вместе не пойду!» – сказал. Лягушка сказала: «Как бы то ни было, вдвоем пойдем, к нашему отцу идти надо!» – сказала. 
Парень сказал: «Нет, вместе не пойду, я вперед пойду!» – сказал. Лягушка сказала: «Хорошо, если меня стыдишься, вперед иди!» Парень (туда) отправился, когда туда пришел, рядом с отцом печальный сел. 
Отец, глядя (на него), сказал: «Похожего на лягушку человека нигде нет! – сказал. – Песня ее очень красивая, лик ее, если туда посмотришь, как луна, если сюда посмотришь, как солнце; сквозь мясо кости видны, сквозь кости костный мозг виден. Весь дом от ее красоты сверкает». 
«Двух (других) снох эта лучше», – так сидит и думает отец. 
После этого отец, глядя на двух старших снох, сказал: «Таких дурных от меня прочь уведите!» – сказал. 
Двум старшим сыновьям ни вещей, ни денег не дав, прогнал. Младшему сыну и невестке, что было, отдал, сам у него на (всем) готовом жить стал. Двух старших сыновей пастухами сделал, двух старших снох поварихами сделал, младший сын его расчетливым купцом стал. 
Мужчина (ли) в шубе ходит, 
Кто знает? 
Конь (ли) под потником ходит, 
Кто знает?
 
Телеутский текст сказки впервые был опубликован В.В. Радловым (Радлов 1866: 7–10).
Из книги:
Телеутский фольклор / сост., вступит. ст., запись, нормализ. текстов, пер., коммент. Д.А. Функа / отв. редактор чл.-корр. РАН А.В. Дыбо. Изд. второе, исправленное и дополненное. – М.: ИЭА РАН, 2020. 
 
ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ  И  СКАЗКИ
 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. СКАЗКА ИЗ СБОРНИКА   А.Н. АФАНАСЬЕВА  В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь такое слово: – Дети мои милые... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 1. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ. Подняла ту стрелу лягушка зелёная. Иван-царевич, говорит ей: "Отдай, лягушка, мою стрелу". А та отвечает: "Возьми меня замуж, тогда отдам". 
Закручинился Иван-царевич, но деваться некуда, наказ отца надобно выполнять... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЧАСТЬ 2. СКАЗКА С КАРТИНКАМИ В тот же миг потемнел белый свет, неведомо откуда налетела нечисть злая и унесла с собой Василису Прекрасную. Только и успел Иван-царевич расслышать несколько слов: "Ах, Иван-царевич! Ищи теперь меня в тридевятом царстве у Кощея Бессмертного..."
 
Уснул Иван-царевич, а лягушка кожу сбросила, превратилась в Василису Премудрую и крикнула: - Няньки-мамки! Испеките хлеб, какой мой батюшка только по воскресеньям ел!
Проснулся Иван-царевич, а рядом с лягушкой - каравай красоты невиданной... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. МАШИНЫ СКАЗКИ Иванушка смотрит, глазам своим не верит: "Теперь же на лягушке жениться придётся!"
Заплакал Иван-царевич. А лягушка тогда ему и говорит: "Не плачь, Иванушка, я тебе новое яичко снесу..." Ой...
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. ЮРИЙ КУРАНОВ
Митек опустил руку с кирпичом. Ему вдруг вспомнилась одна сказка. В сказке говорилось о том, как Иван-царевич спас молодую царевну, которую злой Кащей превратил в лягушку. Митек потоптался на месте и тихо сказал:
- Не бойся... 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА". ЧАСТЬ 1 Сказка начинается с очень важного события - царские сыновья должны жениться. Делается это, с точки зрения современного человека, довольно странно: молодцы пускают стрелы. У старшего брата стрела летит на крыльцо боярышни...
 
АНАЛИЗ СКАЗКИ "ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА" ЧАСТЬ 2. Кощей Бессмертный - образ не только древний, но и символизирующий изначальный пласт психики, связанный с коллективным бессознательным, превратившийся со временем в нечто омертвелое, тормозящее развитие, несущее смерть...
 
СКАЗКА О ЦАРЕВНЕ-ЛЯГУШКЕ. АНАЛИЗ СКАЗКИ
Василиса Премудрая, хоть сама и волшебница (вспомним, как на пиру вино недопитое при взмахе левой её руки превращается в озеро, а косточки при взмахе правой - в белых лебедей), печь и рукодельничать умеет по-настоящему, как мастерица...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.