Телеуты - древнейшие жители края

Телеуты являются древнейшими жителями Кузнецкой земли. По своему происхождению они относятся к кочевым скотоводам тюркоязычных племён "теле", входивших в тюркский каганат VI - VII вв. Название "теле", как утверждают китайские и древнетюркские летописи, принадлежит большому числу древних племён, кочевавших на огромной территории Монголии, Тувы, Русского и Монгольского Алтая. Историко-этнографическое изучение родоплеменного состава Саяно-Алтайских народностей свидетельствует об их единой этнографической основе. Об этом говорят факты. Так, та часть "Кузнецких татар" (шорцев), которая жила в XVIII в в окрестностях г.Кузнецка и именовалась абинцами, почти ничем не отличалась от телеутов по языку и быту. Следовательно, это была группа телеутов, именуемая по-русски абинцами. [Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л., 1969, с. 44-45]

                
 
Между алтайским сеоком кыпчак и телеутским мундус существует кровное родство, отразившееся в запрещении браков между ними. Сеок мундус, широко распространённый у телеутов, имеется и у киргизов. Культурные связи телеутов и кумандинцев с татарами, казахами, а затем и русскими, сказались на их эпосе.
Старинное телеутское предание говорит о том, что телеуты кочевали когда-то вместе с телесами в Алтайских горах по берегам Телецкого озера, от которого, по их утверждению, получили и своё название. Доказательством этого предания является то, что язык, вера и многие обряды телеутов и телесов имеют большое сходство. всё это говорит о наличии реальной исторической общности отдельных этнических элементов у этих народов. Кроме того, в сибирских летописях телеуты и телесы известны под именем калмыков. Первые под именем белых, а вторые под именем чёрных. причиной этих названий историк Сибири Г.Ф. Миллер считает цвет их лица, а И.Г.Георги - прежнее место жительства телеутов близ гор, покрытых вечным снегом. И.Г. Спасский полагал, что такие названия даны для отличия их между собой не только по образу их жизни. но преимущественно от верности России одних перед другими.
Телеуты имели постоянные жилища и платили регулярно ясак, а телесы вели кочевой образ жизни и совершали часто набеги не только на русские селения, но и на белых калмыков, хотя телеуты и телесы иногда были и в союзе между собой. Щекатов Аф. в Географическом словаре Российского государства в отношении названия белых калмыков пишет, что "слово белый значит у восточных народов вольность, благородство и независимость". в итоге необходимо заметить, что название тюрков-телеутов "белыми калмыками" для отличия их от истинных калмыков внесло много путаницы в вопрос о происхождении и численности телеутов.
До прихода русских (конец XVI - начало XVII в.) огромное племя телеутов кочевало на территории от Алтайских гор до Барабинских степей, включая бассейны рек Оби с притоками и Томи. Впоследствии, как об этом отмечали В.В.Радлов и Н.М. Ядринцев, телеутское племя сильно рассеялось по территории всей Западной Сибири.
Впервые название "телеут" в русских документах появилось в начале XVII века. Это было связано с тем, что князь родственного телеутам племени еуштинцев Тоян, после разгрома Кучума, поехал в Москву к русскому царю Борису Годунову с челобитной, в которой излагалась просьба о принятии его и его людей в состав Российского государства. В челобитной, датированной 25 марта 1604 года, Тоян не только предлагал в его вотчине построить город на Томи, но и обещал содействие: привести под высокую государеву руку родственных племён таких как татары, киргизы и телеуты.
Директор историко-этнографического музея "Чолкой" Владимир Ильич ЧЕЛУХОЕВ
Согласно приводимому В.В.Радловым телеутского предания в ХVII веке в Кузнецкий округи переселился из Алтая один из телеутских князей в поисках защиты у русских от калмыков. С ним ушла большая часть племени, а меньшая часть осталась на р.Найме. В 1609 г. в Томское телеуты в лице князя Абака шертовали русскому царю. Между Телеутской землицей и Русским государством был заключён первый договор о военно-политическом союзе. Но в XVII в. телеуты не входили в состав Русского государства, они не подчинялись русскому царю и его воеводам. Телеуты установили с русскими военно-политический союз, скреплявшийся клятвой (шертю) телеутских князей, которая не являлась признаком вассальной зависимости их от царя, а была лишь формой договора о союзе, взаимной помощи и о ненападении. На протяжении всего XVII в. телеуты не давали ни ясака, ни аманатов, следовательно, они не были поддаными российской короны. 
Телеуты в XVII в. - первой половине XVIII в. сыграли решающую роль в формировании южноалтайских племён и оказали влияние на состав шорцев и других тюркоязычных народов юга Западной Сибири. Очевидно, телеутам в XVII веке были подчинены все алтайские племена, так как только с ними вели сношения и миели столкновения томские и кузнецкие воеводы.
Русско-телеутские отношения носили противоречивый характер. С одной стороны, телеуты были первыми из алтайских племён, установившими торговые, экономические и политические отношения с русским населением и администрацией Кузнецкого и Томского уездов. Они не только испытывали на себе положительное влияние более передовой культуры русского народа, но приобщали и другие алтайские племена к её достижениям. Уже в начале XVII в.между томской администрацией и телеутской феодально-племенной знатью были установлены торговые, экономические и политические отношения. Первым из телеутских князей, вступивших в такие отношения с русскими, был Абак. 

[ По мнению Г.Н.Потанина в имени "Абак" можно видеть кыргизские слова "аб" и "ак", что означает "очень белый". По В.В. Радлову у шорцев есть сеок "аба", а по-алтайски "аба" означает медведь. Этот же сеок имеется и у телеутов. В исторических актах XVII века "инородцы" Кузнецкого уезда именовались все абинцами. Острог, а потом и город назывался местным населением Аба-тура. Название "Аба" носит  и речка. Слово "аба" входит в состав древнего названия города Абакан.]

В то же время на протяжении всего XVII в.шла борьба между телеутскими князьями и русскими воеводами за ясак, ясачных людей, угодья, приводившая иногда и к военным стычкам.
Постоянные набеги кочевников наносили огромный ущерб хозяйству русского населения в Кузнецком и Томском уездах. Кроме того, они представляли реальную угрозу истребления малочисленных народностей южной части Западной Сибири. Устав от длительных, тяжёлых и опустошительных войн против чёрных калмыков, киргизов и русских воевод, начиная с 30-х годов XVII в., небольшие группы телеутов добровольно стали принимать русское подданство. Особенно этот процесс усиливается во второй половине века. Документы утверждают, что между 1658 и 1665 годами значительная часть телеутов добровольно переселилась в Кузнцкий и Томский уезды, создав две кочевые колонии, приняв российское подданство. Об этом свидетельствует тот факт, что в 1658 году телеутские князья Кока и Мачик отправили в Москву своих послов.
Однако причиной добровольного принятия телеутами русского подданства были не только изнурительные и бесперспективные войны. Этому также способствовали внутренние противоречия, борьба внутри телеутских улусов, неурожай на травы, падёж скота. Бегство "улусных" и дворовых людей от своих господ и переход их в русское подданство означало протест против угнетения их телеутской военно-феодальной знатью.

"Выезд" части телеутов "на государево имя" - пример того, что один из путей развития сибирских народов был в приобщении их к более высокой культуре русского народа. "Выезжие телеуты" первыми усваивали новые достижения русской крестьянской культуры - пашенное земледелие, интенсивное скотоводство, оседлый образ жизни. Это способствовало росту телеутского населения. Так, если в конце XVII в.численность бачатских и томских телеутов составила около 700 человек, то уже в 1763 году только бачатских телеутов-мужчин было 579 человек.
Во время путешествия по Алтаю в 60-х годах XIX века В.В. Радлов отмечал, что сильно обрусевшее племя телеутов обитало в числе 2991 души в Кузнецком округе на р.Бачаты и в числе 2791 души в Бийском уезде в селениях Алтайской духовной миссии. Причём последние в своём большинстве не были местными жителями, а переселились из Кузнецкой степи после учреждения миссии в1828 - 1830 гг.
В конце XIX и начале XX в. основным центром проживания телеутов была средняя часть Кузнецкого округа по р. Большой и Малый Бачаты, Каргачату, Ускату, Каптельке и Томи, где было образовано три телеутские "инородные" управы. Поэтому нередко русские называли телеутов бачатцами, а сами себя они называли "пайаткижи" по р.Бачаты.

Источник: Кацюба Д.В. "Этнография и школа (очерки духовной культуры телеутов)"

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ:

КАК ПОЯВИЛИСЬ ТЕЛЕУТЫ У духа Алтая и его жены – Богини Природы Умай было шесть дочерей и двое сыновей. Крепкая и дружная это была семья. Духи всех горных вершин, которыми управлял Хозяин Алтая, не раз благодарили своего главного бога Ульгеня за доброго и мудрого наставника... 
ТЕЛЕУТСКАЯ  ЗЕМЛИЦА
В самом центре Кемеровской области, в самом сердце Кузбасса, находится одно из старинных поселений село Челухоево, где живут, в основном телеуты, корни которых уходят в глубину веков. Телеуты – один из малочисленных тюркских народов Южной Сибири. Общая численность по данным 2010 г. составляет 2520 человек...
 
ЛЕГЕНДА О КУКЛАХ Что такое эмегендер? Почему и как они появились у телеутов? На этот счёт существует старинная легенда о куклах, которую поведал Николай Степанович Челухоев (с. Челухоево, 1972 г.). Согласно легенде у телеутов в прошлом был хан. Его маленькая дочь любила играть куклами, ухаживать за ними как за маленькими детьми...
КУПЕЦ. ТЕЛЕУТСКАЯ СКАЗКА Старший сын вернулся, купеческую дочь в жены взяв, привел. Средний сын вернулся, дочь бия в жены взяв, привел. Младший сын искал, невесту не нашел, на берегу реки лягушку нашел, лягушку с берега реки взял, эту лягушку домой принес. Купец сказал: «Старшая сноха пусть куртку сошьет...
КАК ДРОФА ВСЕМ ОТОМСТИЛА. ТЕЛЕУТСКАЯ СКАЗКА Дрофа то здесь, то там садилась и о вершину таволожки ноги ободрала. После этого к овцам полетела.  Прилетев сказала: «Овцы, овцы, – говорит, – вершину таволожки изжуйте». Овцы ответили: «Ой, – говорят, – мы даже сладкую нашу траву съесть не можем»...
КЕР-САГАЛ. ТЕЛЕУТСКАЯ СКАЗКА Дали Кер-Сагалы старику пяльцы. Старичок, пяльцы взяв, домой отправился. В дом войдя, увидел, что старуха его мальчика родила, запеленав, в колыбель его положила, положив, укачивает. Старик, мальчика увидев, расплакался: 
– Я же Кер-Сагалам сына своего отдал, оказывается!
МЁРТВАЯ  НЕВЕСТА. ТЕЛЕУТСКАЯ ЛЕГЕНДА  Давным-давно у одного богатого хана была единственная дочь - красавица. Но совершенно неожиданно она заболела и умерла. Родственники её оплакали, одели в лучшее платье и с почестями похоронили. В гроб по древнему телеутскому обычаю положили разные гостинцы... 
ТАНАЙКА. ТЕЛЕУТСКАЯ  ЛЕГЕНДА Ехал однажды русский купец на лошадях в Томск, масло вёз на продажу. Путь его лежал через святые места - Караканские горы, мимо озера Танай. Когда подъехал он к озеру, то увидел такую картину: человек, по виду телеут, привязал на куст красную и белую тряпочку, вокруг него разложил кусочки хлеба и молится.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.