Предания

Художник Анастасия Эстерхейзен
Предания - устный рассказ о прошлом. События, о которых в них повествуется, имеют достоверный характер или выдаются за достоверные. Предания, очевидно, возникали из рассказов свидетелей или участников событий. Их рассказы, много раз передававшиеся из уст в уста, постепенно превращались в предания, освобождались от личных оценок, пристрастий, становились более объективными. Но естественно, что в процессе своего бытования предания нередко отходили от достоверности и включали в себя и известную долю вымысла, который не имел ни фантастического характера, как в сказке, ни религиозного, как в легенде. Этот жанр в славянских языках имеет следующие названия: в русском и болгарском - предание, в сербском - предања, в польском - podania.
В преданиях можно выделить две основные тематические группы: предания исторические и топонимические. В первых рассказывается о событиях и лицах, оставивших след в памяти народной, во вторых - об основании городов, происхождении названий поселений, мест, рек.
Исторические предания включают в себя рассказы: 
о событиях древней истории славян; многие из этих рассказов записаны в летописях и хрониках, но впоследствии стали бытовать в устной речи;
более поздние предания, обычно представляющие собой рассказы о борьбе в внешними врагами;
предания о вождях народных восстаний;
рассказы о разбойниках, которые представляются как защитники угнетённых;
рассказы о кладах, которые связаны с действиями разбойников.
Летописцы нередко отмечают, что пользовались народными рассказами о событиях и лицах. Русские летописцы указывают, что записывали сведения "якоже сказують", т.е. так, как о них рассказывалось в народе. Таких указаний немало и в самых ранних, и в более поздних летописях и хрониках. Польский хронист Галл Аноним также пользовался рассказами старых людей, а польский аббат Пётр, автор "Книги генриковской" (XIII в.), упоминает крестьянина Кверика, по прозвищу Кика, который знал много преданий о прошлом польской земли. Чешский хронист Косма Пражский (XII в.) в своей "Хронике Чехии" также использовал рассказы старцев.
Художник Анастасия Эстерхейзен
К числу древних исторических преданий, относятся летописные сообщения о трёх братьях: Чехе, Лехе и Русе, от имён которых якобы пошло начало трёх славянских народов - чехов, поляков и русских; рассказ русской летописи о походах Олега на Царьград, о смерти Олега (это предание использовал Пушкин в своей балладе), о мести княгини Ольги за смерть Игоря, о сватовстве князя Владимира к Рогнеде, о подвиге юноши Кожемяки.

Исторические предания тесно переплетаются с топонимическими. Русская летопись приписывает основание Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбеди. Топонимические предания часто относятся к малоизвестным поселениям, местам, рекам. Их задача, как и задача исторических преданий, не только сообщить факт, но и дать объяснение его происхождения.
Польские хронисты сообщают о Лехе, который прибыл к польским племенам из Хорватии и основал первое польское поселение Гнездо. О Лехе первым записал предание чешский хронист Далимил (около 1315 г.).
В Польше оно впервые появляется в "Хронике Великопольской". Польский хронист Кадлубек в "Хронике Польской" записал предание о Краке, которому приписывалось основание Кракова. Крак прибыл из Каринтии и победил дракона-людоеда, жившего в вавельской пещере. Сыновья Крака спорили между собой о том, кому перейдёт власть после отца. Младший убил старшего, но сам был осуждён на вечное изгнание. Власть перешла дочери Крака Ванде. Поляки под предводительством Ванды разбили войска одного из немецких князей, и тот, не вынеся позора, покончил жизнь самоубийством, бросившись на меч. После этого немецкие князья стали преследовать Ванду и она бросилась в реку, не желая стать женой немецкого князя, которому ни просьбами, ни дарами, ни угрозами не удалось склонить к замужеству красавицу. Предание о Ванде было весьма популярно и живёт в народе до сих пор, что объясняется его патриотическим смыслом и романтическим характером. Предание о Краке своеобразно в том отношении, что в нём соединились особенности этого жанра с особенностями сказки: введён образ чудовища (смока).
Художник Анастасия Эстерхейзен
Польские хронисты сохранили предание и о древнейшем правителе Польши Пясте, и о сменившем его Попеле, князе гнезненском, который за свою жестокость был наказан: его загрызли мыши в башне замка в Крушевицах. Подобный сюжет был популярен в средневековой литературе. Он записан немецкими хронистами и говорит о равнодушии к народным бедствиям епископа Гаттона (в русской литературе сюжет обработан в балладной форме В.А.Жуковским). 
В предании о Пясте характерна деталь: этот деятель, который вёл борьбу за объединение польских земель и стал основателем династии Пястов, по преданию не феодал, а крестьянин-бедняк. Это говорит о том, что предание о нём создано крестьянами или обработано ими в устном бытовании.
Чешский хронист Косма Пражский записал предание о Либуше и Пржемысле, основателе первой чешской княжеской династии (Х в.).
 
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ  СКАЗКИ  И  ПРЕДАНИЯ:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.