Давным-давно жили три брата – Кер-Сагалы. У их дверей народ
толпился, их пастбища скотом полнились, богато жили они. Эти три
брата никому, дань платящему, воли не давали, язык имеющему –
слова не давали. Крылья имеющим – летать не давали, ноги имеющим – ходить не давали.
Недалеко от Кер-Сагалов жили два бедняка –
старик со старухою. У них ребенка не было, лошади, чтобы оседлать, – не было, коровы, чтобы подоить, – не было. Беднее бедного
они жили. Старик на зверя-птицу охотился, со старухой вдвоем они,
пищу для живота находя, – так жили.
Однажды старик на охоту поехал. На охоте только одного зайчонка застрелив, (домой) принес. Шкуру с него сняв, мясо в казан
положив, варить стал. Пялец, чтобы шкуру заячью для просушки
растянуть, у них не было.
Старик сказал старухе:
– Ты, старуха, мясо заячье вари, а я к Кер-Сагалам пойду, пяльцы,
чтобы шкуру заячью растянуть, попросив, принесу, – сказал.
Поехал старик к Кер-Сагалам пяльцы просить, старуха дома заячье мясо варить осталась.
– Человек тот со мной не считается, сказанного мною слова не
слушает. Его скота-хлеба лишить, проучить нужно, – говорит.
– Человек этот со мной спорит, меня передразнивает. У него жену-детей отнять, проучить его нужно, – говорит.
Третий Кер-Сагал говорит:
– Тот человек дорогу мне поперек перешел, его хорошо поколотить, душу из него выбить, проучить нужно, – говорит.
Что старик к ним вошел, Кер-Сагалы не заметили, оказывается.
Разговор их услышав, старик испугался, вперед шагнуть – мочи нет,
назад попятиться – мочи нет, шапчонку свою под мышку сунул, сам
стоит, как ивовый прут в воде, трясется.
Пока он так стоял, Кер-Сагалы старика увидели, увидев, что он
их разговоры подслушивал, подумали, старика схватив, бить-колотить его стали. Бьют они старика и приговаривают:
– Мы друг другу сказки рассказывали, ты же, негодяй, нашей
сказке на хвост наступил, – так они, старика колотя, приговаривают.
Старик им говорит:
– Я ничего не слышал, сказке вашей на хвост не наступал.
У меня пялец, чтобы заячью шкурку натянуть, нет, я к вам пяльцы
попросить пришел, не бейте меня! – так он их упрашивает-умоляет.
Кер-Сагалы говорят:
– У тебя старик, говорят, есть дома вещь, о которой ты не знаешь
и которую не видел. Отдай нам то – не знаю что, а мы тебе пяльцы
дадим. Если же не отдашь, чего просим, – снова тебя бить станем! –
говорят.
Думает старик:
– Что же это за вещь у меня дома, о которой я не знаю?
Побоявшись сказать, что не отдаст то – не знаю что, старик
Кер-Сагалам отвечает:
– Ну что же, что будет, то будет, возьмите то, о чем я не знаю! –
говорит.
Дали Кер-Сагалы старику пяльцы. Старичок, пяльцы взяв, домой
отправился. В дом войдя, увидел, что старуха его мальчика родила,
запеленав, в колыбель его положила, положив, укачивает. Старик,
мальчика увидев, расплакался:
– Я же Кер-Сагалам сына своего отдал, оказывается! Теперь
Кер-Сагалы мальчика моего унесут. Ох-ох, дорогое дитя мое от рук
Кер-Сагалов смерть примет! – запричитал.
Сели старик со старухою, ждут, когда Кер-Сагалы явятся. Пока
они так сидели, в окно увидели, как младший Кер-Сагал (к дому)
идет. Старуха говорит:
– Нет у меня мочи смотреть, как Кер-Сагал ребенка моего убивать будет. Лучше мне этого не видеть, из дома убегу-ка я! – так сказав, старуха из дома убежала, в лесу спряталась.
Старик говорит:
– Как сына моего убивают, видеть тоже не смогу я! – так говоря,
за старухой вслед побежал и тоже в лесу спрятался.
Сидят старик со
старухой в лесу, слезы горькие в три ручья катятся.
Пока Кер-Сагал,
к дому старика подъехав, с коня спускался, коня к коновязи привязывал, мальчик из колыбели на пол соскочил, на полу уселся и стал
в бабки играть. Младший Кер-Сагал в дом вошел. Войдя в дом, видит – нет старика со старухой дома, один мальчик на полу в бабки
играет.
– Отец-мать твои куда ушли? – спрашивает Кер-Сагал мальчика.
– Отец мой из рога лягушки топор ковать ушел! – мальчик отвечает.
– Отцу твоему зачем топор? – спрашивает Кер-Сагал.
– К нам сегодня Кер-Сагал придет, (так) чтобы голову ему отрубить!
Кер-Сагал, это услышав, испугался и мальчика спрашивает:
– Что, лягушка у вас рогатая? – так спросил.
– Если у нашей лягушки рогов нет, то откуда же у вашей сказки
хвост взялся? – (мальчик) спрашивает в ответ.
Это услышав, Кер-Сагал подумал:
– Мальчик этот – не просто мальчик. Этот мальчик опасным, пожалуй, будет.
– Меня самого, пришедшего мальчика убить, как бы сам мальчик
не погубил, – думает.
Из дома выбежав, на коня вспрыгнул, домой
вскачь понесся.
Старик со старухой, там в лесу, видя, как Кер-Сагал домой отправился, говорят:
– Кер-Сагал, дьявол, ребенка нашего убив, домой возвращается.
Нашего ребенка мертвые кости увидеть, как стерпим мы? – так, причитая, домой вернуться боясь, сидят они.
Когда младший Кер-Сагал обратно домой вернулся, братья его
спрашивают:
– Сына того старика погубил ли? – так спрашивали.
Младший Кер-Сагал говорит:
– У старика не сын, а кто-то другой родился. Прежде чем я его
убью, как бы он меня не убил, поэтому я вернулся, – говорит.
Рассмеялись над ним Кер-Сагалы:
– Новорожденного дитя испугавшись, домой (бегом) вернувшийся, вот так герой! – смеются.
Средний Кер-Сагал сказал:
– Теперь я пойду и старикова сына погублю! – говорит.
На коня сев, вскачь понесся. До дома старика доехав, коня у коновязи привязав, в дом вошел. Войдя, видит: мальчик, на полу сидя,
в бабки играет. В дом входя, Кер-Сагал к мальчику обращается:
– Мать твоя где, отец твой где? – так спросил.
Отвечает мальчик:
– Отец мой из рога барана саблю ковать ушел!
Это услышав, Кер-Сагал удивленно спрашивает:
– Что, у вашего барана сабля есть? – спросил.
– Если у нашего барана сабли нет, то откуда же у вашей сказки
хвост взялся? – (мальчик) отвечает.
– Зачем отцу твоему сабля понадобилась? – спросил.
– Сегодня к нам средний Кер-Сагал придет, отец ему той саблей
голову отрубить хочет! – сказал (мальчик).
Это услышав, средний Кер-Сагал испугался-встревожился, на
коня взлетел, домой вскачь понесся. Когда средний Кер-Сагал домой
вернулся, навстречу ему старший Кер-Сагал вышел и спрашивает:
– Голову старикова сына погубил ли? – спросил.
Средний Кер-Сагал с коня спрыгнул, смутился, потом говорит:
– Хотел я мальчика убить, да мальчик сам меня убивать стал, я и
убежал! – говорит.
Старший Кер-Сагал сказал:
– С маленьким мальчиком совладать не можете, как же со взрослыми людьми справиться сумеете! – так говоря, на коня вскочил,
к дому старика поскакал.
Старший Кер-Сагал в дом вошел. Когда вошел, видит – мальчик
по-прежнему в бабки играет.
Там в лесу (сидящие) старик со старухой испугались, сердца их то оживут, то снова умрут, сидят, сына своего оплакивают.
Старший Кер-Сагал у ребенка спрашивает:
– Отец-мать твои куда ушли? – спросил.
Отвечает мальчик:
– Отец мой из рога змеи копье ковать ушел! – ответил.
– Зачем твоему отцу копье? – Кер-Сагал спросил.
– К нам сегодня старший Кер-Сагал придет, этим копьем отец
ему брюхо вспороть хочет! – так мальчик отвечает.
Это услышав, старший Кер-Сагал испугался и думает: «Как бы
старик не вернулся и брюхо мне не вспорол». Быстро на коня вскочил и домой ускакал. Больше Кер-Сагалы не возвращались. Вечером,
когда стемнело, старик со старухой из леса вышли, в страхе домой
вернулись.
Как вернулись, видят – их мальчик на земле сидит, играет. Старик со старухой оба обрадовались, мысли их успокоились,
дальше стали поживать. Мальчик большой вырос, отца-мать охотой
кормить стал.
Записал Г.М. Токмашев
Сказка была записана Г.М. Токмашевым. Эта запись является одной из самых ранних фиксаций телеутского фольклора
на языке оригинала в XX в. Рукопись хранилась в семейном архиве Г.М. Токмашева и была подготовлена к изданию его сыном
М.Г. Токмашевым (Токмашев, Рюмина-Сыркашева 2007: 118–
127). Т
Сказка интересна не только занимательностью сюжета, яркими/необычными образами и метафорами, но и упоминанием о
братьях Кер-Сагалах. Если говорить об имени Кер-Сагал в сочетании с мотивом претензии на маленького ребенка, можно провести прямую аналогию с кумандинской присказкой-«страшилкой»
для детей: «Вот придет керсагал и заберет тебя» (Потапов 1969:
110, ссылка на сообщение П.И. Каралькина). Возможно, что и кумандинская «страшилка», и телеутская сказка о керсагалах восходят к реальным фактам «немирного соседства» части предков
телеутов и кумандинцев с народом керсагал.
Наиболее полный свод исторических и этнографических данных о керсагалах и «Керсагалской волости» Кузнецкого уезда
дается в работе Л.П. Потапова «Этнический состав и происхождение алтайцев» (Там же: 100, 110–111). Письменные русские
источники XVII в. позволяют говорить о нахождении Керсагальской волости близ слияния рек Бии и Катуни. В 70-х годах XVII в.
телеуты считали керсагалов своими кыштымами (данниками) и
на этом основании собирали с них, как и с тагабцев, ач-кыштымов, тогулов, дань пушниной и железом. С начала XVIII в. Керсагальская волость исчезает из списков ясачных волостей Кузнецкого уезда. Впрочем, отдельные потомки керсагалов, судя по
упоминанию сеока Керзал у верхних кумандинцев в одном из документов 1906 г.(!), продолжали жить на Северном Алтае вплоть
до начала ХХ в
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.