Шорцы

Чылтыс Таннагашева
Шорцы - тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах), а также в некоторых смежных районах Республики Хакасия и Республики Алтай, Красноярского и Алтайского краёв. Общая численность около 14 тысяч человек. Делятся на две этнографические группы: южную, или горнотаёжную (в начале XX века область проживания южных шорцев получила название Горная Шория), и северную, или лесостепную (так называемые абинцы). По языку шорцам наиболее близки алтайцы и хакасы, по культуре — алтайцы и чулымцы.
С давних времён славились шорцы умением выплавлять и ковать железо. За это умение прозвали их русские "кузнецкими людьми", а земля, на которой проживали, получила название - "Кузнецкая". Шорцы мудро приспосабливались к среде, в которой обитали. Их основными занятиями были рыболовство, охота. Да и собирательство оставалось важным источником пропитания. Дары тайги: ягоды, кедровые орехи, съедобные травы и коренья - шорцы умело использовали и как продукты питания, и как лекарство. Умели обрабатывать землю, занимались разведением лошадей.

В народе до сих пор сохраняются языческие верования. С древних времен шорцы ощущали единение с природой, наделяли живой душой всё, что их окружало: горы, ветер, растения, животных. 
Шаманка. Иллюстрация Назым Рахимбердиевой
Их вера в одухотворенность предметов рисовала в воображении образы духов - хозяев гор, рек и тайги. Эта вера носит название "шаманизм". 
Языческие верования шорцев сохранялись вплоть до утверждения православия на Кузнецкой земле, которое произошло стараниями Алтайской духовной миссии к концу XIX века.
 
Сказитель-кайчи
Современные шорцы чтят и помнят свои традиции. Вся культура этого малочисленного народа хранится в его богатом фольклоре. Сказки, легенды, поговорки, пословицы бережно передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Как говорил Андрей Ильич Чудояков, выдающийся шорский деятель: "Фольклор это голос народа и земли, на которой живёт этот народ. Будете знать голос земли, на которой живёте, - и она поможет вам в трудную минуту или вы сможете обратиться к ней за советом".
Наиболее богатой формой выражения фольклора стал героический эпос, бытующий в народе и по сию пору. Свои героические сказания шорский народ называет каем, а сказителя - кайчи. Их вполне можно соотнести с русскими былинами. Как и в эпических сказаниях русских, в шорском кае рассказывается о народных героях, богатырях, их защите родной земли. Исполняются и те, и другие под аккомпанемент щипкового музыкального инструмента.

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СКАЗКИ  И  ЛЕГЕНДЫ:

ЗАБАВЫ  УЛЬГЕНЯ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ВСЁ  ПОЯВИЛОСЬ  НА СВЕТЕ Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный. Только без души. Ульгень из сил выбился, но всё без толку. Не получается душа. Тут  подоспел Эрлик: "Помогу тебе, но душа человека будет мне принадлежать...
 
ШАМАНЫ - ПОСРЕДНИКИ  МЕЖДУ  БОГОМ  И  ЛЮДЬМИ Есть у шорцев всесильный Ульгень, отзывчивый и добрый. Он всегда готов помочь человеку, да разве всех услышишь? Придумал Ульгень из большого количества соплеменников выделять одного, сильного духом и нежного сердцем. Назвал его "камом", или "шаманом". С ним и ведет беседы Ульгень...
 
ЧТО  ТАМ  НА  НЕБЕСАХ? ШОРСКАЯ  ЛЕГЕНДА В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью. Молния - плеть Ульгеня. Гром - удары плетью.
 
КАК СОЗВЕЗДИЕ КАН-ЕРГЕК ПОЯВИЛОСЬ
В прежние времена жил на земле богатырь. Звали его Кан-Ергек - "ездящий на бело-сивом коне". Однажды вышел Кан-Ергек на охоту. Бело-сивый конь нес богатыря. Девять охотничьих собак сопровождали его. Увидел Кан-Ергек лося, за ним погнался. Быстрее урагана мчался лось... 
УЛЬГЕНЬ  И  ЭРЛИК. ШОРСКАЯ  ЛЕГЕНДА
Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи, раскалил Эрлик железо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя...
КУЗУК И КАЗЫН. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА 
Но однажды род Сарыг-шор был потрясен дерзостью молодого охотника: он привел в улус русскую девушку. Такого в улусе еще не случалось. За белизну лица и русые косы назвали ее шорцы "Казын" ("Белая"). Шли годы. У Кузука и Казын выросли сыновья - сильные, красивые парни...
КРАСАВИЦА КАРАГАЙ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Однажды примчался из леса быстроногий олень и прокричал: "Берегись, богатырь, Тайга идет!" Оглянулся Черный Камень и видит: мрачные пихты окружают улус. Бросился богатырь с невестой на вершину горы, долго сражался с пихтами, но одолеть не смог...
КУКУШКА. ШОРСКАЯ  СКАЗКА
Вмиг превратилась Кук в серую птицу и выпорхнула из дома. Сиротливо летает она от гнезда к гнезду, ищет себе пристанища. А чтобы люди узнавали ее, постоянно напоминает им свое прежнее имя: "Кук! Кук!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.