Иван-дурак

ИВАН-ДУРАК - это собирательный, достаточно расплывчатый персонаж, происхождение которого, в отличие от всех наших предыдущих знакомых (Кащей Бессмертный, Баба-Яга), вряд ли уведет нас в такую уж лохматую первобытную древность. Недаром он гораздо чаще обитает в наиболее молодых бытовых сказках, а не в древних волшебных. В то же время (а может быть, как раз поэтому?) это, пожалуй, самый симпатичный, живой, наделенный наиболее яркой индивидуальностью сказочный герой, вобравший в себя характерные черты именно русского национального характера и общественного сознания (или, как сейчас модно говорить, менталитета). Поэтому он оригинален и, пожалуй, не имеет прямых аналогов в сказках других народов. 
Действительно, в западноевропейских сказках уж если дурак, то это действительно дурак (например, Ганс-простак в немецких). В русских же сказках, как известно, предполагаемый дурак в итоге оказывается умнее и удачливее всех своих предположительно умных братьев или соперников. 
Давайте попробуем разобраться, что же это за любовь такая особенная к дуракам в русском народе? Прежде всего, Иван-дурак часто выступает просто как одна из ипостасей уже знакомого нам Ивана-царевича. Действительно, как и Иван-царевич, он тоже третий младший сын в семье, обманутый и обобранный старшими («умными») братьями при дележе отцовского наследства. Как младшему сыну - хранителю родовых традиций, ему тоже свойственна связь с домашним очагом, печью (помните ездока на печи Емелю, который так сроднился с этим предметом интерьера, что как бы и не мыслится в отрыве от него, как некий печной кентавр?). Здесь же прослеживаются и отголоски тотемических представлений - ему охотно помогают чудесные животные (тот же Емеля со щукой). Однако по сравнению с его более серьезным и древним собратом тут все в значительной степени утрировано.Но почему же все-таки дурак? И почему тогда этот «дурак» значительно привлекательнее своих «умных» партнеров по сказке?
(Слово «дурак» в русском языке длительное время не являлось оскорбительным или ругательным. Так, в ХУ-ХУП вв. (в документах - с 1495 г.) оно встречается в качестве имени, например, князь Федор Семенович Дурак Кемский (Сугорский), князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин (см.: Белозерские князья // Белозерье: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда: Легия, 1998; Любимов С.В. Титулованные роды Российской империи. СПб., 1910). В это же время появляются и фамилии с корнем «дур» - Дуров, Дурново, Дурасов, Дурындин и т.п. В качестве второго нецерковного имени слово «дурак» использовалось, чтобы обмануть злых духов, охотящихся за детьми, - обычай, распространенный у многих народов). 
Иван Бесталанный и Елена Премудрая
Вот тут-то и проявляется скрытая трагичность этого, на первый взгляд, забавного и несерьезного персонажа. Дело в том, что «глупость» Ивана-дурака - это на самом деле просто верность традициям старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся мире - бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому. Он не умеет, да, наверное, и не хочет приспосабливаться к современным условиям. А это, с точки зрения «умных» братьев-прагматиков, не может не быть смешным, нелепым и глупым. В Иване-дураке заключено донкихотское начало - внутреннее благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам, власти - вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь». При всем своем разгильдяйстве он добр, никого не обидит. Как тут не вспомнить Игоря Губермана: 
За то люблю я разгильдяев, 
Что благодушны, как тюлень, 
Что нет меж ними негодяев, 
И делать подлости им лень. 
В поведении Ивана-дурака ясно проявляется эксцентричность чудака, человека «не от мира сего», высвечивается алогизм привычного и обыденного. В нем - вековечная ностальгическая тоска народа по навсегда ушедшим временам первобытной справедливости и простоты нравов и утопическая надежда на то, что эти времена утрачены не безвозвратно (Ср. с картой «Шут» в колоде карт Таро (прототип джокера в современном покере)). 
Может быть, именно в этом причины неизменной симпатии к сказочному Ивану-дураку, в этом же и корни того почтения, каким на Руси всегда пользовались юродивые, обидеть которых считалось смертным грехом. И в том, что сказочный Иван-дурак всегда берет верх над своими «умными» прагматическими соперниками, - конечно же, все та же народная мечта о том, что извечные, первоначальные человеческие ценности должны когда-нибудь победить ценности сиюминутные, в конечном счете не приносящие никому счастья. Увы, пока это происходит только в сказках...
 
Источник: Штемберг А.С. "Герои русских народных сказок: кто они и почему ведут себя так, а не иначе?"
 
ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СТАТЬИ  И  СКАЗКИ 
 
ИВАН-ЦАРЕВИЧ - главный положительный герой большинства волшебных сказок. Изредка, правда, он выступает под другими именами - Василий-царевич или Дмитрий-царевич, - иногда сменяется персонажами более низкого происхождения - Иваном купеческим или крестьянским сыном или даже Иваном Быковичем незаконнорожденным отпрыском коровы...
ПО КОЛЕНА НОГИ В ЗОЛОТЕ, ПО ЛОКОТЬ РУКИ В СЕРЕБРЕ В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, у него был сын Иван-царевич — и красивый, и умный, и славный; об нем песни пели, об нем сказки сказывали; он красным девушкам во сне снился. Пришло ему желанье поглядеть на бел свет; берет он у царя...
ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО. ЧАСТЬ 1 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик со старухой.
 
Было у них три сына. Младшего звали Иванушкой. Жили они-не тужили, землю пахали, пшеницу сеяли. Однажды разнеслась по белу свету весть, что объявилось на реке Смородине...
ИВАН-КРЕСТЬЯНСКИЙ СЫН И ЧУДО-ЮДО. ЧАСТЬ 2 Рассердилось Чудо-Юдо - двенадцатиглавый змей и спрашивает: "Что ты, конь мой, спотыкаешься, что ты, воронье перо, трепыхаешься, что, волчья шерсть, щетинишься? Али Ивана - крестьянского сына почуяли? Так я его в лепёшку расшибу"...
СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-БОГАТЫРЕ. ЧАСТЬ 1 В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик да старуха.
Детей у них не было. И вот приснился старухе сон: будто есть в глухом лесу тихое озеро, и водится в том озере рыба-золотое перо. Коли золотую рыбку съесть...
 
СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-БОГАТЫРЕ. ЧАСТЬ 2 
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, а добрые молодцы вперед подвигаются. Шли, шли и увидели избу. Во дворе большое стадо быков, а в избе никого нет. Иван-богатырь говорит...

СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-БОГАТЫРЕ. ЧАСТЬ 3 
Кинулся на Ивана-богатыря и так крепко его ударил, что поколен в землю вогнал. А Иван-богатырь так ударил Самого с ноготок, борода с локоток, что тот повалился, будто овсяный сноп...
СКАЗКА ОБ ИВАНЕ-БОГАТЫРЕ. ЧАСТЬ 4 
В ту пору и напал на наше царство Кашей Бессмертный с несметными полчищами. Послал царь ему навстречу наши три рати, а воеводами поставил трех богатырей: Дубыню, Горыню да Усыню. Все три наших войска Кащей...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 1 
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была бедная молодица, пригожая вдовица с сыном. Парня звали Иваном, а по-уличному кликали - Иван, вдовий сын. Годами Иван был совсем мал, а ростом да дородством такой уродился...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 2
Девять недель Иван поил, кормил, холил коня. В тридцати утренних росах конь покатался и такой стал сытый да гладкий, будто налитой.
- Ну, Иванушка, теперь я чую в себе прежнюю силу. Сядь-ка на меня да держись крепче.
Конь большой-пребольшой...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 3
На другой день вечером вышел Иван в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул посвистом молодецким, гаркнул голосом богатырским:
- Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Конь бежит - земля дрожит...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 4
Будто сокол, налетел Иван на Гвидоново войско и увидал в чистом поле могучего богатыря иноземного. Закричал громким голосом, как в трубу заиграл. От того крику молодецкого деревья в лесу зашаталися, вершинами к земле приклонялися...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 5
Иван, вдовий сын, со своим названым братом стали тем царством править. Все стариковы богатства и диковинки привезли. По всей земле сады насадили. Все посадские люди и деревенские мужики с тех пор стали лихо да беду изживать...
 
ИВАН БЕСТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ. ЧАСТЬ 1 Жила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила.
Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у нее бесталанным вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит...

ИВАН БЕСТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ. ЧАСТЬ 2
Пришел Иван к Елене Премудрой. А Елена сидит в своей царской горнице: "
Зачем явился?" "На тебя поглядеть, - Иван ей говорит, - я по тебе скучаю". "По мне и те вон скучали"...
ИВАН БЕСТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ. ЧАСТЬ 3 
Взяла Елена Премудрая свое круглое зеркальце, навела его на землю: нету Ивана; навела на небо: нету Ивана; навела на море, на воду: и там не видать Ивана, одна вода мутная...
ИВАН-СОЛДАТ. ЧАСТЬ 1
Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом глушь да топь. В обход идти — пяти лет не хватит. Вот и задумал отец с сыновьями мосты мостить, чтобы была через те болота и дебри дорога прямохожая-прямоезжая...
ИВАН-СОЛДАТ. ЧАСТЬ 2
Царская дочь не верит Ивану.— Это ты всё врёшь, — говорит. — Мой батюшка, а твой царь, три года уже в пути со своим войском. Что ж ты, на крыльях летел или на четырёх ногах бежал? Как это быть может, чтобы ты за два дня такой путь отмахал?
ИВАН-СОЛДАТ. ЧАСТЬ 3
Тотчас приказал он схватить самозванного жениха-обманщика и бросить его в темницу. А Ивана сам к столу повёл и усадил на почётном месте, рядом с любезной своей дочерью. Ну а дальше всё как по маслу пошло — честным пирком да за свадебку. 
ИВАН-ЦАРЕВИЧ И БЕЛЫЙ ПОЛЯНИН. ЧАСТЬ 1. Иван-царевич не знает, как ему быть; приходит к своим сёстрам и спрашивает: "Любезные мои сестрицы! Что мне делать? Все короли поднялись на меня войною". "Чего убоялся? Как же Белый Полянин...
ИВАН-ЦАРЕВИЧ И БЕЛЫЙ ПОЛЯНИН. ЧАСТЬ 2. Долго ли, коротко ли - приехал Иван-царевич в царство змеиное, убил царя-змея, освободил из неволи прекрасную королевну и женился на ней; после того воротился домой...
ИВАН МЕНЬШОЙ - РАЗУМОМ БОЛЬШОЙ. ЧАСТЬ 1. Жили-были старик со старухой. Старик птицу да зверя промышлял - тем и кормились. Много годов прожили, а добра не нажили. Тужит старуха, сетует: "Век свой промаялись, сладко не едали...

ИВАН МЕНЬШОЙ - РАЗУМОМ БОЛЬШОЙ. ЧАСТЬ 2. Пошёл Иван меньшой - разумом большой от царя невесел, буйную голову повесил. Стал седлать кобылицу-златогривицу. Она спрашивает: "Что, хозяин, не весел, печальный...
ИВАН МЕНЬШОЙ - РАЗУМОМ БОЛЬШОЙ. ЧАСТЬ 3. Первое время Алёна, прекрасная царевна, отбивалась, потом затихла, заплакала. Поплачет да на доброго молодца взглянет. На другой день заговорила: "Сказывай, кто ты есть?... 
ИВАН МЕНЬШОЙ - РАЗУМОМ БОЛЬШОЙ, ЧАСТЬ 4. Тут Алена, прекрасная царевна, скорым-скоро с крутого крылечка сбегала, Ивана меньшого - разумом большого за белые руки брала, обручальный перстень ему на палец надела. Сама усмехнулась и промолвила...
 
МАРЬЯ МОРЕВНА. ЧАСТЬ 1
День шёл, другой шёл, а на третий добрался до Марьи Моревны. Увидала она своего милого, бросилась к нему на шею, залилась слезами и промолвила: 
- Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался - посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного? 
МАРЬЯ МОРЕВНА. ЧАСТЬ 2
Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасёшь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте. 
Иван-царевич согласился... 
ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА. СКАЗКА ИЗ СБОРНИКА   А.Н. АФАНАСЬЕВА  В некотором царстве, в некотором государстве жил да был царь с царицей; у него было три сына – все молодые, холостые, удальцы такие, что ни в сказке сказать, ни пером написать; младшего звали Иван-царевич.
Говорит им царь такое слово: – Дети мои милые! Возьмите себе по стрелке, натяните тугие луки и пустите в разные стороны...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.