ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗАНИЯ ПРО БОГАТЫРЯ
Начало ЗДЕСЬ
Когда Мустакай пришёл в улус, люди сперва с опаской на него поглядывали издали.
Но Тордай ни на шаг не отходил от гостя. Постепенно и люди стали к нему приближаться. Когда привыкли, показали всё, чему от русских научились: пшеницу и просо сеять, пчёл и кур разводить, огороды сажать, хлеб печь и одежду шить по-новому.
Старики седыми головами качали:
- Низки хотя - горы наши здесь.
Мелки хотя - реки наши здесь.
Кайчи Тордай на кай-комусе заиграл, запел:
- Нет того несчастнее на свете,
Кто родины своей должен лишиться.
- Сыну Алтын-хана не нравится, как мы жить стали. Он хочет силой оторвать нас от родного дома, угнать далеко. Там деревья и цветы не растут, горы там голые и реки без воды, родины он нас хочет лишить.
Но тут же опустил Мустакай голову и сказал грустно:
- Ах, силы у меня мало!..
- Дадим силу! - зашумели люди. - Было бы желание за народ стоять!
- Где же вы возьмёте мне силу? - удивился Мустакай.
Тогда встали самые уважаемые старики и тихими шагами подошли к Мустакаю.
- Видим мы, - сказал самый старший, - ты хочешь за людей постоять, в самое тяжёлое время к нам пришёл. Садись под этот кедр, корни которого семьюдесятью пальцами за землю держатся! - И, глядя на далёкие вершины, старик громко крикнул:
- С гор - силы Мустакаю! С вод - силы ему!
Тордай правой рукой до груди Мустакая дотронулся:
- Отдаю половину своей силы. Люби друга, врага не жалей!
Со всех сторон стали подходить к Мустакаю люди. Каждый, повторяя эти слова, прикладывал руку к сердцу Мустакая. На его грудь ложились твёрдые и мягкие ладони. Многие из них пахли шерстью и звериными шкурами. Некоторые - смолистым деревом и берёзовой корой. Были и потрескавшиеся от сильного огня руки кузнецов. И руки, исколотые иголками. И нежные, как кандык, руки девушек.
Наливалось тело Мустакая людской силой, сердце его наполнялось смелостью. Последней к Мустакаю красивая девушка, дочь кузнеца, подошла. Приколола на грудь Мустакаю яркий цветок и сказала:
- Отдаю тебе, Мустакай, и любовь свою.
Запылало сердце у Мустакая. Стал он сильным богатырём, почувствовал, как руки его железными стали.
Но захотелось ему всё же силу свою проверить. Вышел он на берег, взял камень величиной с дом и легко перекинул его через широкую Мрас-Су.
Обрадовался Мустакай, наклонился за вторым камнем. Но в это время на улице Тоса тревожно зашумел народ.
- Сын Алтын-хана все улусы по реке Аба и устью Мрас-Су опустошил! Много скота и людей гонит в свою сторону. Сам ханский сын с чайзанами в скалы Курлык-Кая поехал... - кричал верховой, прискакавший с низовьев Мрас-Су. - Младшего брата Шодравая ищет!
Не задрожал Мустакай, услышав об этом. Сказал спокойно:
- Встретим, как положено, ханского сына.
Весь народ собрался провожать Мустакая.
Старики у гор и рек просили сил Мустакаю добавить. Женщины и дети, прощаясь, махали руками. А мужчины вооружились, вместе с Мустакаем пошли. Тордай на кай-комусе заиграл сказание о храбром богатыре Мустакае.
На полпути догнала их дочь кузнеца и подала Мустакаю большой острый нож.
- Этот нож крепче камня, сильнее твоих стрел. Его в Таш-Оглы мой отец ковал, брат точил, я остриё правила. Возьми его, пусть он тебе победу принесёт.
Поблагодарил Мустакай девушку и, не оглядываясь, пошёл вперёд.
- Правда ли, что сын Алтын-хана перекидывает через Мрас-Су камни большие, как дом? - спросил он у кайчи.
- Верно, верно, - кивнул головой Тордай, - лежат кинутые им камни в устье Огузаса... - и, подумав, добавил:
- Сильного зверя хитростью берут.
Ничего не успел ему ответить Мустакай. Увидел людей на скалах Курлык-Кая.
Пригнулся Мустакай, обошёл скалы и вышел на берег Мрас-Су ниже Курлык-Кая. Там, у своей пещеры, он увидел огромного человека. Это был ханский сын. На три головы выше Мустакая, лицо, как Кара-Таг, чёрное от злобы, узкие глаза горели, как глаза хищного зверя.
На голове у сына Алтын-хана железная шапка, отобранная у Шодравая, сверкала. Халат из чёрного шёлка перетянул он медным поясом, омытым слезами семи сестёр. В руке держал кривую саблю.
Увидел ханский сын Мустакая, повернулся к нему, взмахнул саблей. Кровью налились глаза ханского сына, скалы задрожали от его голоса:
- Эй, заяц прибрежный, что за кедр прячешься?! Я к тебе в гости приехал, угощенье готовь!
- Приготовил уже, - ответил Мустакай. - На, угощайся, пегий медведь!
Схватил большой камень и бросил его прямо в голову ханскому сыну.
Отскочил камень от железной шапки. Ещё больше разозлился ханский сын.
- Пойдём, слабосильный, на гору!
- Нет! Сперва в реке искупаемся!.. - ответил Мустакай и, схватив ханского сына, вместе с ним бросился в реку. Брызги взлетели выше самых высоких гор.
Пошатнулся Мустакай, но вспомнил о ноже, подаренном ему девушкой из Таса. Выхватил нож и обрушился на ханского сына. Сын Алтын-хана мёртвым упал на берег.
Оглянулся вокруг Мустакай, а чайзаны и тасы сломя голову от народа бегут. Лучшие охотники стрелы им вслед посылают, горы на них камни обрушивают.
Улыбнулся богатырь Мустакай, хотел к народу пойти, но почувствовал, что силы у него больше не осталось, кровь ему сердце заливает.
Дошёл, шатаясь, Мустакай до своей пещеры и упал на каменную кровать.
А в это время ханский чайзан по скале ударил и завалил ход в пещеру камнями. Но и сам уйти не успел, тут же от рук дочери кузнеца свалился мёртвым.
Сомкнулись каменные стены над Мустакаем, на века погребли его под собой. Но Мустакай и сквозь стены услышал песни победы, почувствовал людскую радость. И умирал, улыбаясь. Глаза его видели сквозь камень счастливых свободных шорцев и среди них девушку из Таса. Лицо её сияло гордостью и любовью.
- Прощай, Мустакай, получивший силы от народа. Прощай, славный богатырь, избавивший шорцев от власти злого хана!
КОНЕЦ СКАЗКИ
ЧИТАТЬ ПОХОЖИЕ СТАТЬИ
КАК ПОЯВИЛАСЬ ГОРА ТЕМИРТАУ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Вот какую легенду сложил шорский народ о происхождении горы Темиртау: "Была у Шории дочь – красавица. Слух о её необыкновенной красоте далеко по земле разнёсся. Прослышали и два брата, сыновья
Алтая. Пришли посмотреть на девушку. Да, видимо, в недобрый час пришли, так как страшная гроза обрушилась...
СКАЗКИ ШАПКАЯ Дочь Шапкая Анначак ученье окончила, сама учительницей стала. Домой приехала. - Ты, отец, прожил трудную жизнь, - сказала она, - теперь отдыхать будешь. - Не совсем я старый, - ответил Шапкай. - Как я без работы жить буду? Ночью - спи, днём - лежи. Спина болеть будет...
ЛОСЬ И ЛЯГУШКА Давно это было. Молодой Лось на бегах всех зверей в тайге обогнал и поэтому загордился. Перестал со зверями дружить, недостойными себя стал их считать. Однажды, гордо подняв голову с разлапистыми рогами. шёл он по лесу, легко перепрыгивая через пни и валежины. Ему хотелось показать себя всем жителям края...
МУРАВЕЙ КМЫС Совсем недавно такое случилось. В верховьях Мрас-Су, среди зарослей тальника, на высоком обрыве, большой муравейник стоял. И сейчас там же стоит. Живут в нём большие красноватые муравьи, целый день всё хлопочут и работают. То из лесу соломинки. палочки для постройки волокут, то муравьиных коров - тлей - пасут. то всяких мух-комаров в кладовые тащат...
МУРАВЕЙ КМЫС (ПРОДОЛЖЕНИЕ) В полночь зашумела тайга, подул ветер, засверкала молния и пошёл дождь. Замёрз Кмыс, проголодался. Начал братьев звать. Но сколько он ни кричал, никто ему ни разу не отозвался. Попробовал Кмыс на дерево взобраться, посмотреть, где муравейник, но у него сил не хватило. Побрёл тогда Кмыс сам не зная куда...
ЛЕНИВЫЙ БУРУНДУК В конце лета это было. Уже запестрели большие таёжные цветы. Давно поспела малина, издалека стала видна красная смородина. А в кедровых шишках созревали крупные орехи. Белочка, пробегая по склону бурундуковой горы, увидела вдруг: сидит себе Бурундук спокойно на пеньке и в ус не дует...
ШОРСКАЯ СКАЗКА О ЗАЙЧИКЕ Жил на свете трусливый Зайчик. Однажды перед утром Зайчик долго петлял на первом снегу, запутывая свои ночные следы. Потом он сделал большой прыжок и спрятался у лежащей на земле берёзы. Притаился так, что самый зоркий глаз его не мог заметить. Лёг Зайчик и тотчас задремал. Вдруг совсем рядом кто-то начал стучать...
СКАЗКА ПРО ДРУЗЕЙ Садитесь поудобнее да послушайте новую сказку - сказку про друзей. На склоне голубых гор, около ущелья Колл, жили два друга из племени Чедвер. Одного звали Копчет, а другого - Васют. Осенью и зимой они вместе в тайгу на охоту ходили, летом - дома работали. Бывали они и в ущелье. Но тропинка тогда доходила только до середины Колла и обрывалась глубокой пропастью...
ДОБРЫЙ МЕДВЕДЬ (ШОРСКАЯ СКАЗКА) В
долине Мрас-Су это было. По осенней тайге шёл сытый Медведь. Жёлтая
трава под его лапами шуршала. Листья берёз и осин падали на его густую
шерсть.
Лениво поглядывал Медведь на красные сочные ягоды калины, на пожелтевшие кусты черёмухи...
КАК ГЛУХАРЬ ХОТЕЛ БЫТЬ ХАНОМ Однажды задумал Глухарь прогуляться над горами. Поднялся с земли и полетел. Глухарь и в те давние годы таким, как сейчас, был: перо чёрное, хвост веером, только брови у него тогда не красные были, а белые. Летит Глухарь, тайгой любуется и радуется: ни одна птица ему дорогу не перелетает, ни один хвост не машет перед глазами..
СКАЗКА О ГОРЕ ПУСТАГ Было это, когда горы в наших краях не такие высокие и большие стояли, как сейчас. Одна только гора, в верховьях реки Бель-Су, поднялась выше других на три головы. Киндик-хан звалась, царь этого края. В те времена Киндик-хан ни на одну гору не обижался, ни на близкую, ни на дальнюю. Все горы смирные были, между собой жили ладно...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.