Как глухарь хотел быть ханом. Сказки Шапкая

Однажды задумал Глухарь прогуляться над горами. Поднялся с земли и полетел. Глухарь и в те давние годы таким, как сейчас, был: перо чёрное, хвост веером, только брови у него тогда не красные были, а белые.Летит Глухарь, тайгой любуется и радуется: ни одна птица ему дорогу не перелетает, ни один хвост не машет перед глазами. Несётся Глухарь один-одинёшенек.

Загордился Глухарь, головой налево повёл... И задрожали косточки у Глухаря: рядом летящая птица в тридцать раз больше ростом, не отставала ни на шаг.
Бросился Глухарь удирать без оглядки. От страха даже пот выступил. "Если сяду на дерево, не наступит ли беда сразу?"
Полетел Глухарь изо всех сил, крыльями ещё быстрее замахал, а страшилище словно ближе подвигается.
В ужасе обернулся Глухарь и вдруг захохотал: огромная птица тенью его оказалась...
Глухарь так обрадовался, как будто увидел себя вновь рождённым.
- Бывает же так, а? - засмеялся Глухарь. - Убегаешь сам от себя. Но это ничего, наверное, меня никто в это время не видел...
Стал Глухарь разглядывать свою тень:
- Как я не знал, что я такая большущая птица? - удивился он. - Проводишь вот так дни жизни, не зная своей величины!..
Поглядел он, какие у него огромные крылья и хвост. Потом вытянул ноги и посмотрел, какие у его тени когти.
"Да, - подумал Глухарь, - имея такие крылья, ноги и голову, что же я боюсь совы и коршуна?"
Приоткрыв свой клюв и поглядев на тень, сказал:
- Ух, у меня такой большой рот, что я не только соболя, даже медведя проглочу.
Обезумев от радости, Глухарь спустился на землю.
- Другой бы, стал размышлять Глухарь, - разве жил, как я, смирно? Никого я не трогаю, сам себе пищу нахожу. Ни одну птицу не заставляю служить себе. А другой бы половину яиц и птенцов у птиц отбирал. Однако я, такой огромный и сильный, рождён быть ханом всех птиц.
В это время Глухарь увидел Сороку-длиннохвостку.
-Эй, белобока! - закричал Глухарь. - Поди-ка сюда, посмотри-ка на меня хорошенько со стороны.
Сорока запрыгала вокруг осины, поглядела на Глухаря со всех сторон и пожала крыльями.
- Ничего такого особенного не вижу.
- Эх ты, глупая, - повысил голос Глухарь. - Неужто ты не видишь, какая я огромная и сильная птица?
- Это-то я давно знаю, - застрекотала Сорока, - люди всегда говорят, что глухарь - птица красивая. У каждого охотника в переднем углу ваши хвосты веером прибиты.
- Ты, болтушка, не разбираешься, - заорал Глухарь. - Это из уважения ко мне, как к хану птиц, люди наши хвосты на стенку прибивают! Лети теперь на все четыре стороны. Скажи всем птицам, чтобы ко мне с дарами явились. А поблизости я сам по гнёздам пошарю...
Сорока улетела, а Глухарь спрыгнул с осины и пошёл по кустам и по веткам. Маленькие птички в страхе бросились прочь.
- Вот, знайте, знайте, что я теперь ваш хан! - кричал Глухарь, ломая чужие гнёзда, а сам на небо посматривал.
Немного времени прошло, поглядел Глухарь, а над лесом птицы тучей поднялись и к нему летят. Обрадовался Глухарь и поскорее сел на самую вершину ели. Голову гордо поднял, как и подобает хану.
Что такое? Слышит Глухарь: шум, свист кругом.
- Злодей! Разоритель!
- Я ваш хан! - закричал Глухарь и веером распустил хвост.
- Разбойник ты! Наши гнёзда разоряешь! - зашумели ласточки, скворцы и чижи. - Ты думаешь, раз ты большой и сильный, так тебе всё можно?!
Растерялся Глухарь, что сказать - не знает. А птицы окружили его, щиплют, клюют, крыльями бьют.
- Не хотим такого хана! - кричат. - У тебя только хвост красивый, а душа недобрая.
Бросились все вместе на Глухаря, стащили его с вершины и начали расправу чинить.
- Будешь ещё худо делать? Будешь ещё ханом над нами становиться, гнёзда наши разорять?
Заплакал Глухарь:
- Простите меня. Всё это по глупости своей я сделал...
А сам плачет, плачет... Так плакал, что даже глаза у него покраснели.
Побили птицы Глухаря и отпустили его в лес.
И сейчас Глухарь в лесу живёт. Но только с тех пор у него вокруг глаз краснота так и осталась.


Шорская сказка в переводе Софрона Тотыша 
(Сборник "Сказки Шапкая")
 
ЗАБАВЫ  УЛЬГЕНЯ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ВСЁ  ПОЯВИЛОСЬ  НА СВЕТЕ Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный. Только без души. Ульгень из сил выбился, но всё без толку. Не получается душа. Тут  подоспел Эрлик: "Помогу тебе, но душа человека будет мне принадлежать...
 
ШАМАНЫ - ПОСРЕДНИКИ  МЕЖДУ  БОГОМ  И  ЛЮДЬМИ Есть у шорцев всесильный Ульгень, отзывчивый и добрый. Он всегда готов помочь человеку, да разве всех услышишь? Придумал Ульгень из большого количества соплеменников выделять одного, сильного духом и нежного сердцем. Назвал его "камом", или "шаманом". С ним и ведет беседы Ульгень...
 
ЧТО  ТАМ  НА  НЕБЕСАХ? ШОРСКАЯ  ЛЕГЕНДА В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью. Молния - плеть Ульгеня. Гром - удары плетью.
 
КАК СОЗВЕЗДИЕ КАН-ЕРГЕК ПОЯВИЛОСЬ
В прежние времена жил на земле богатырь. Звали его Кан-Ергек - "ездящий на бело-сивом коне". Однажды вышел Кан-Ергек на охоту. Бело-сивый конь нес богатыря. Девять охотничьих собак сопровождали его. Увидел Кан-Ергек лося, за ним погнался. Быстрее урагана мчался лось... 
УЛЬГЕНЬ  И  ЭРЛИК. ШОРСКАЯ  ЛЕГЕНДА
Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи, раскалил Эрлик железо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя...
КУЗУК И КАЗЫН. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА 
Но однажды род Сарыг-шор был потрясен дерзостью молодого охотника: он привел в улус русскую девушку. Такого в улусе еще не случалось. За белизну лица и русые косы назвали ее шорцы "Казын" ("Белая"). Шли годы. У Кузука и Казын выросли сыновья - сильные, красивые парни...
КРАСАВИЦА КАРАГАЙ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Однажды примчался из леса быстроногий олень и прокричал: "Берегись, богатырь, Тайга идет!" Оглянулся Черный Камень и видит: мрачные пихты окружают улус. Бросился богатырь с невестой на вершину горы, долго сражался с пихтами, но одолеть не смог...
КУКУШКА. ШОРСКАЯ  СКАЗКА
Вмиг превратилась Кук в серую птицу и выпорхнула из дома. Сиротливо летает она от гнезда к гнезду, ищет себе пристанища. А чтобы люди узнавали ее, постоянно напоминает им свое прежнее имя: "Кук! Кук!"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.