Сказка про царевну и Ванюшку

В одной деревне жила крестьянка Дарья с сыном Ванюшкой. Не водилось у неё богатых нарядов да дорогой посуды. Зато слыла Дарья доброй, трудолюбивой, и в доме у неё всегда было чисто, прибрано, опрятно. Да и сын её Ванюшка первым парнем был на деревне: умный, красивый, домовитый, умелый. За что ни возьмётся - любая работа в руках спорится.
И вот пришло время ему жениться.
- Матушка, - говорит он как-то Дарье. - Хочу я семью завести, своим домом жить.
- Дело доброе, сыночек! А присмотрел ли ты себе невесту? Девушка-то хороших много. А за тебя любая пойдет: хоть и мать я твоя,  а все ж зазря не похвалю, любая счастлива с тобой будет!
- Вот и я так подумал, матушка! Я тебя не посрамлю! Потому и решил жениться не на простой крестьяне, а на царской дочке!
Дарья запричитала:
- Да разве ж царь за тебя дочь-то отдаст? Где такое видно, чтобы мужик на царевна женился!
- Ты, маменька, не бойся. Сама же говоришь, что не стыдно тебе за меня. Авось и царю я ко двору пройдусь! - И  пошёл Ванюшка скататься к царевне.
Шел он ни мало, ни много. Только день сменился ночью, ночь днем - и вот на горизонте показались стены золоченые, а за ними - дворец: на окнах сравни расписание, на крыше петушок серебряный. Смотрит Ванюша и диву дается: откуда такая красота расчудесная?
Входит Ванюшка на широкий двор, а слуг в том дворе - видимо-невидимо. Подходит молодец к одному:
- Здесь ли царь живёт, скажи, милый человек?
- Тут, где ж ему еще жить-то!
- А дочка его с ним? Тоже здесь?
- И она тут, куда ж она без батюшки!
- Тогда, мил человек, ступай к ней, не в службу, а в дружбу! Да скажи: так, мол, и так - пришел Ванюшка, жениться на ней желает!
Слуга мигом во дворец побежал. Прошло немного времени, и выплывает на крыльцо царская дочка - румянец щёчки, пухлые ручки, коса ниже пояса - писаная краса! И носик кверху старенький торчит, так и поводит им царевна из стороны в сторону.
-Ты ли царская дочь? - Подошел к ней Ванюша.
- Неужто сам не видишь? Я, конечно, кто ж еще!
- Тогда слушай мой сказ: жениться я на тебе хочу! Вот скататься пришел!
- Ну, заходи во дворец: посидим, поговорим, чаю с пряничками попьём! - И ведёт его за собою в гонку.
А там на столе уже дышится самовар. И каких только сластей-угощений не разложено: плюшки да баночки, ватрушки да пряники, бублик с маком, блинчики с икрой, варенье из крыжовника, смородины, малины, рябины, клубники.
Словом, и глаз и живот радуются!
Только не за тем Ванюша пришел - он чаек поливает, оладушки заедает, а о деле не забывает:
- Что невеста ты богатая, то видно сразу. Небось, и платьев, и шуб у тебя полные сундуки. Да сундуков тех - и не сосчитать!
- А то как же, правду говоришь. С утра вот как встану, в одно платье наряжусь - подойду к зеркалу, покрасуюсь! Потом пойду переоденусь - и к другому зеркалу иду любоваться собой. Так весь день до вечера в хлопотах и заботах проходит...
- А когда же ты работаешь? - дивится Ванюша.
- Да ты что такое говоришь? Слово-то какое скучное выдумал: "работа". Царское ли это дело - работа? На то слуги есть. А мне некогда!
- Вот тебе на! Стало быть, женюсь я на тебе, жить поедем в деревню, а ты хлеб в печи не сможешь испечь?
- Да как же можно хлеб в печку, Ванюша? - царевна изумляется. - Он же сгорит, в уголёк превратится! Разве не знаешь ты, что хлеб в лесу на ёлках растёт? Мне так царь-батюшка сказывал.
- Вот чудо чудное! Хотел бы я на тот хлеб на ёлках поглядеть! - ухмыляется Ванюшка. - Ну хорошо, царевна балованная, скажи мне другое: чаю-то небось сладкого любишь испить?
- А то как же! Мне как чаю сладкого захочется, видишь - крючок в потолке, а к нему верёвка привязана: я за ту верёвку дёрну - мне целую сахарную голову спускают, она над столом висит и болтается. Я чаю хлебну - голову сахарную лизну. И так цельные часы провожу за чаепитием, покуда всю голову не слижу.
- Это что ж, - не верит своим ушам Ванюша, - каждый день тебе по сахарной голове к чаю подают? Ну дела! У нас в деревне так никогда не бывало! Хорошо же, милая! Ещё вопрос тебе задам: а приданое-то к свадьбе ты себе наделала, рукодельница? Перин, подушек, одеял? - Да какие перины! Мне ли, царской дочери, на постели спать?
- Неужели ты на полу привыкла ночи коротать? Иль тебе сеновал больше нравится?
- Вот ещё! Сеновал! Да у меня комната целая набита пухом: войду я туда, нырну в пух, так всю ночь и барахтаюсь! Хорошо!
Чуть не подавился ватрушкой Ванюшка: - И дом мне, выходит, пухом набьёшь? Так ведь задохнёмся же! Мы с матушкой к такому не привыкли! Вижу я, никудышная из тебя хозяйка... Может, ты хоть наукам разным научена? Стала бы тогда с ребятнёй деревенской заниматься. 
- Али ты совсем не разумеешь, о чём говоришь? Ни за что я не стану с детворой возиться - дело-то опять же не царское.
Тут потупилась царевна и добавила:
- Да и сама я в грамоте не шибко...
- Это как же так понимать? Коса у тебя кручёная, корона золочёная, а сама ты неучёная?
- Не совсем неучёная! Я две буковки знаю: "мы" и "кы". Расписаться даже могу. Так моё имя-отчество, значит, будет: Милитриса Кирбитьевна. Я в нашей семье самая грамотная, тятенька и вовсе неучёный! - И царевна гордо вздёрнула носик.
- Да уж, - опечалился Ванюша. - Дела...
Пригорюнился молодец: и дочь ему царская не в радость, и угощенье не в сладость. - Надобно мне домой сходить, с маменькой поговорить.
- Иди-иди, милый! Да завтра и возвращайся! А я ждать тебя буду! Потому как лучше меня невесту всё одно в целом свете не сыщешь!
Домой шёл молодец мрачнее тучи. А Дарья уже встречает его у порога. Рассказал ей Ванюшка всё как было:
- Ох, беда, матушка, с этой царской дочкой! Весь-то день у неё минутки спокойной нет: то чай она пьёт да головой сахарной закусывает, то наряды перед зеркалами представляет, пока всё не перемеряет. А работать она не приучена и грамоты совсем почти не ведает. И что мне делать с такою?
Матушка, ему улыбаясь, и отвечает:
- Не печалься, Ванюшка! Найду я сама тебе невесту: и прилежную, и работящую.
И правда, не прошло и недели, а уж познакомила матушка сына с Настенькой: рукодельница та была да умница, и характера покладистого - слова поперёк не скажет. Сыграли весёлую свадебку, и зажил Ванюша с молодой женой счастливо! А что же царская дочь? Да всё ждёт она с тех пор милого друга. Что ни утро - выйдет на крыльцо да по сторонам поглядывает: не идёт ли Ванюшка за ней?
  
И невдомёк Милитрисе Кирбитьевне, что такая лентяйка, неумеха да неграмотная никому не нужна!
Русская народная сказка
ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СКАЗКИ 

ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 1 (РУССКАЯ СКАЗКА) 
В некотором царстве, в некотором государстве жила-была бедная молодица, пригожая вдовица с сыном. Парня звали Иваном, а по-уличному кликали - Иван, вдовий сын. Годами Иван был совсем мал, а ростом да дородством такой уродился...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 2 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
Девять недель Иван поил, кормил, холил коня. В тридцати утренних росах конь покатался и такой стал сытый да гладкий, будто налитой. - Ну, Иванушка, теперь я чую в себе прежнюю силу. Сядь-ка на меня да держись крепче.
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 3 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
На другой день вечером вышел Иван в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул посвистом молодецким, гаркнул голосом богатырским: - Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой! Конь бежит - земля дрожит...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 4 (РУССКАЯ СКАЗКА)
Будто сокол, налетел Иван на Гвидоново войско и увидал в чистом поле могучего богатыря иноземного. Закричал громким голосом, как в трубу заиграл. От того крику молодецкого деревья в лесу зашаталися, вершинами к земле приклонялися...
ИВАН, ВДОВИЙ  СЫН. ЧАСТЬ 5 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
Иван, вдовий сын, со своим названым братом стали тем царством править. Все стариковы богатства и диковинки привезли. По всей земле сады насадили. Все посадские люди и деревенские мужики с тех пор стали лихо да беду изживать...
 
ИВАН БЕСТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ. ЧАСТЬ 1 (РУССКАЯ  СКАЗКА) Жила в одной деревне крестьянка, вдова. Жила она долго и сына своего Ивана растила.
Радуется мать, что он большой стал, да худо, что он у нее бесталанным вырос. И правда: всякое дело у Ивана из рук уходит...

ИВАН БЕСТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ. ЧАСТЬ 2 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
Пришел Иван к Елене Премудрой. А Елена сидит в своей царской горнице: "
Зачем явился?" "На тебя поглядеть, - Иван ей говорит, - я по тебе скучаю". "По мне и те вон скучали"...
ИВАН БЕСТАЛАННЫЙ И ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯ. ЧАСТЬ 3 (РУССКАЯ  СКАЗКА) 
Взяла Елена Премудрая свое круглое зеркальце, навела его на землю: нету Ивана; навела на небо: нету Ивана; навела на море, на воду: и там не видать Ивана, одна вода мутная...
ИВАН-СОЛДАТ. ЧАСТЬ 1 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
Жил старик с тремя сыновьями. На краю света жил. Кругом глушь да топь. В обход идти — пяти лет не хватит. Вот и задумал отец с сыновьями мосты мостить, чтобы была через те болота и дебри дорога прямохожая-прямоезжая...
ИВАН-СОЛДАТ. ЧАСТЬ 2 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
Царская дочь не верит Ивану.— Это ты всё врёшь, — говорит. — Мой батюшка, а твой царь, три года уже в пути со своим войском. Что ж ты, на крыльях летел или на четырёх ногах бежал? Как это быть может, чтобы ты за два дня такой путь отмахал?
ИВАН-СОЛДАТ. ЧАСТЬ 3 (РУССКАЯ  СКАЗКА)
Тотчас приказал он схватить самозванного жениха-обманщика и бросить его в темницу. А Ивана сам к столу повёл и усадил на почётном месте, рядом с любезной своей дочерью. Ну а дальше всё как по маслу пошло — честным пирком да за свадебку.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.