Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях. Сказка А.С.Пушкина. Сказка с картинками. Часть 3

 
Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
 Им навстречу, громко воя,
Пёс бежит и ко двору
Путь им кажет. "Не к добру! -
Братья молвили, - печали
Не минуем".
Прискакали, 

Входят, ахнули. 
 Вбежав,
Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился,
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
 Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели
Хоронить её хотели
И раздумали.
 Она
Как под крылышком у сна, 
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.
 Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили, и толпой
Понесли в Пустую гору,
 И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили...
 В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
"Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?"
 И услышала в ответ:
"Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее
Всех румяней и белее".
 За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
 К красну солнцу наконец
Обратился молодец.
"Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой? 
Я жених ей".
 -"Свет ты мой, -
Красно солнце отвечало: -
Я царевны не  видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил".
 Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.
Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался. 
 "Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей". 
- "Братец мой, -
Отвечает месяц ясный: -
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою
Без меня царевна, видно,
Пробежала".
 - "Как обидно!" -
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
"Погоди, об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай".
 Елисей не унывая
К ветру кинулся, взывая:
"Ветер, ветер! ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
 Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её".
 - "Постой, -
Отвечает ветер буйный: -
Там, за речкой тихоструйной,
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места,
В том гробу твоя невеста".
 Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
 Вот идёт, и подняласась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.
Он туда скорей идёт.
 Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он Ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
"Как же долго я спала!"
 И встаёт она из гроба...
Ах!.. и зарыдали оба.
 В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт.
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно...
 Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говори: "Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?"
 И услышала в ответ:
"Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всех румяней и белее".
 Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей.
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд пиво пил,
Да усы лишь обмочил.
 
КОНЕЦ  СКАЗКИ
Автор: А.С.Пушкин
Художник: Е.Мешков
 
 
ЧИТАТЬ НАЧАЛО  СКАЗКИ
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна 
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи... 
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: "Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал...

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СКАЗКИ
 
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях А.С. Пушкина опирается на традиционный сказочный сюжет о злой мачехе и красивой доброй падчерице. Достаточно вспомнить народные сказки: русские - "Морозко", "Василиса Прекрасная", "Крошечка-хаврошечка", немецкие - "Госпожа Метелица" и "Снегурочка", французскую "Золушку" и другие. Но Пушкин сумел наполнить традиционный сюжет особой глубиной, пронизанной светом добра. Как и всё пушкинское, эта сказка, как драгоценный камень, сверкающий тысячами граней смысла, поражающий нас многоцветьем слова и ясным,. ровным сиянием, исходящим от автора... 
Анализ "Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкина. ЧАСТЬ 2
Царевна вознаграждена за свою кротость. Вспомним значение слова кротость. Можно ли сказать, что королевич, как и царевна, "нраву кроткого", то есть тихий, скромный, смиренный, любящий, терпеливый, негневливый?
Да, у королевича есть все эти качества. Он любящий жених, не отказался от своей невесты после её исчезновения, а отправился на поиски и нашёл в конце концов. Как ни смеются над ним ("Кто в глаза смеётся,/ Кто скорее отвернётся..."), он со смирением всё принимает и продолжает поиски...
О  СКАЗКАХ  ПУШКИНА У каждого возраста свой Пушкин. Для маленьких читателей это сказки. Для десятилетних — «Руслан». В двенадцать-тринадцать лет нам открываются пушкинская проза, «Полтава», «Медный всадник». В юношеские годы — «Онегин» и лирика... Но пусть сказки будут в каждой нашей семье наготове, пусть ждут они того времени, когда ребёнок начнёт понимать их смысл или хотя бы любить их звучание... Каждая строчка сказок хранит частицу души поэта, как и его лирические стихи. Слова в них так же скупы, чувства столь же щедры. Но, пожалуй, в сказках художественные средства, которыми пользуется поэт, ещё лаконичнее и строже, чем в «Онегине», «Полтаве» и в лирических стихах...
 Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. 
"Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
- "Кабы я была царица,-
Говорит ее сестрица...
Ветер на море гуляет 
И кораблик подгоняет; 
Он бежит себе в волнах 
На раздутых парусах. 
 Корабельщики дивятся, 
На кораблике толпятся, 
На знакомом острову 
Чудо видят наяву...
Лебедь тут, вздохнув глубоко, 
Молвила: "Зачем далеко? 
Знай, близка судьба твоя, 
Ведь царевна эта - я". 
Тут она, взмахнув крылами, 
Полетела над волнами 
И на берег с высоты 
Опустилася в кусты...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.