Легенда или миф? Часть 1

Художник Наталья Деревянко
Слово "легенда", как известно, многозначно. И это создаёт серьёзные трудности в изучении истории литературы и фольклора. Сам термин (лат. legenda) возник достаточно поздно, в средневековой католической письменности, и обозначал текст, который нужно было читать во время церковной службы или монастырской трапезы (В.Пропп соотносит его с русским "четьи" в сочетании "Четьи Минеи", что означает "месячные чтения"). Текст этот был посвящён святому, день которого выпадал по церковному календарю. Здесь важно зафиксировать агиографический характер этого произведения. Естественно, что "житие по случаю" было представлено самыми яркими событиями из жизни святого.
Давно доказано, что ранняя книжная литература восходит к фольклору. И хотя само явление, названное легендой, было как бы вновь созданным в средние века, корни его следует искать именно в фольклоре.
В основе фольклора любого народа - национальная мифология. Она является не только почвой, средой, в которой фольклор зарождается и развивается, но и постоянным источником обогащения народных и литературных произведений, и особенно отчётливо это можно выявить в их образах. "Народ, - писал В.Пропп, - имеет собственную космогонию, восходящую к языческим временам и не имеющую ничего общего с космогонией библейской".
Часто в обиходном употреблении слова "миф" и "легенда" оказываются взаимозаменяемыми, особенно при обозначении понятий, связанных с явлениями общественного сознания. И это происходит потому, что понятия близки друг другу не только с логической точки зрения (у них пересекается один из признаков), но и с генетической. Значит, для изучения такого явления, как легенда, важно проследить сходство и различие общих понятий мифа и легенды и генезис легенды из архаической структуры мифологии.
Чтобы понять  универсальную сущность легенды, которая (сущность) не ограничена рамками жанра или отдельных приёмов, попробуем оттолкнуться от самого широкого понимания мифа. Блестящее начало в изучении этой проблемы было положено М.Н.Виролайнен.
Снежный Грифон. Наталья Деревянко
Итак, миф - это особая реальность, принципиальным образом отличающаяся как от объективной, так и от субъективной реальностей. Мифическая реальность сливает воедино субъективное и объективное, она синкретична во всех своих проявлениях. Миф (от греч. mythos - "слово", "сказание", "предание", "речь" и тому подобное) обладает такими важнейшими качествами:
- с одной стороны, он всегда воплощается в слове;
- с другой - обязательно находит своё воплощение также в материи и действии (ритуал);
- за этими проявлениями всегда остаётся что-то ещё - глубинная сакральная основа;
- воплотившись в слове, материи и действии, эта основа становится моделью мирового порядка, Космоса.
Художник Наталья Деревянко
Легенда же  всегда существует только в одном словесном "измерении". Она может опираться на события реальной действительности, но может и серьёзно удаляться от них. Она свободна в своём вымысле, всё новые и новые конкретизирующие детали облепляют исходный сюжет, и, как снежный ком, перед нами предстаёт уже целый легендарный цикл подвижных текстов, сюжетов, мотивов, эпизодов. В ней нельзя чётко выделить структуру, это не самостоятельная эстетическая система. Поэтому в ней достаточно трудно найти начало и конец, отделить исходный сюжет от "дочерних". Из-за этого цикл легенд может сближаться с так называемым циклом мифов, главное различие же заключается в мировоззренческой основе. В мифологическом сознании всё происходит в пределах "нормы" этой системы миропонимания, "мифологический человек" воспринимает миф как единственно возможную реальность. Легенда же всегда сообщает о выходящем за рамки, запредельном с позиции мировоззрения повествователя. Исключительное, будь оно героическое, фантастическое или какое-либо ещё, - вот предмет её изображения. Миф нельзя просто рассказать, в нём нужно жить. Поэтому не без основания западноевропейские учёные, говоря о текстах мифов, называют их "легендами", а английские литературоведы употребляют такое название относительно текстов мифов классической древности.

Взяв во внимание, что европейское христианство имеет более длинную историю, можно констатировать факт, что книжная католическая легенда успела хорошенько забыть своих фольклорных предков. Легенды, объединённые в средние века в сборники, особенно "Legenda aurea" (ХIII в.), послужили мощным источником сюжетов для литературы Европы и, распространившись, - для литератур других регионов.
Народная легенда как живое, подвижное, даже активное явление, несущее традиции народной мифологии, несомненно, гораздо больше привлекает наше внимание относительно литературы Новейшего времени, чем сюжетный схематизм книжной легенды.
Художник Наталья Деревянко
Русские народные легенды, следовательно, условно можно разделить на дохристианские (позже в них могли фигурировать имена святых, Христа и Богородицы) и легенды, созданные или основательно переработанные уже после проникновения церковной идеологии.
Любой из этих типов легенды несёт в себе установку на достоверность, то, что в них рассказывается, не подвергается ни малейшему сомнению. Главная функция легенды - этическая. Это особенно касается народной легенды, связанной с христианством, в ней обнаруживаются формы идеализирующей гиперболы, приёмы панегирика, привнесённые из житийного канона. Содержание, как правило, концентрируется вокруг предметов, относящихся к христианскому верованию и религиозной морали. Эти легенды дошли до нас либо в достаточно свободной форме народных житий святых (раньше их можно было увидеть на лубочных картинках), либо в форме духовных стихов или просто прозаического текста. У первой - "дохристианской" - группы легенд этическая функция второстепенна, главную роль здесь играет познавательная содержательность. Это могут быть космогонические рассказы (о происхождении мира), географо-топонимические (о возникновении стран, морей, сёл и их названий), этногонические (о происхождении народов, племён) и прочие.
Эстетическая функция народной легенды любого типа отодвигается "за кулисы". Идеологизм, обоснование его моральной правоты с помощью вымысла - главная цель легенды.
Некоторые современные исследователи вообще говорят о внеэстетической функции, поскольку легенда служит практической цели (передача исторических, политических, космогонических, религиозных, бытовых или иных сведений).
С этим можно согласиться, но только в том случае, если речь идёт о начальном этапе бытования народной легенды. Чем дальше, тем заметнее возрастает эстетическая функция, особенно с проникновением легенды в художественную литературу. Здесь важно рассмотреть такие категории, как художественная правда и художественный вымысел, потому что в легенде они максимально приближены друг к другу и составляют как раз сущность эстетического в ней.
Категория художественной правды в современной науке рассматривается как одна из форм истины. Но истинностная основа художественной правды в произведениях "перемещена из поверхностного в более глубокие слои", "в действительности истина... (ложь) в произведениях... может быть упрятана в сюжетно-фабульном слое, слое характеров, наконец, в слое закодированных идей" (В.И.Свинцов). Художник открывает истину и в художественной форме её воплощает.
Посредством художественного вымысла в легенде пересоздаются факты реальности,выражается отношение авторского начала к изображаемому. Важно, что в ней условность оказывается средством достижения художественной правды, моральной правоты, истинности произведения.
Автор статьи Анна КРУГОВА

ЧИТАТЬ  ПОХОЖИЕ  СКАЗКИ  И  ЛЕГЕНДЫ:

ЛЕГЕНДА ИЛИ МИФ. ЧАСТЬ 2 Исторические личности, осознавая выигрышность "легендарного положения", часто сами "работают" над его созданием. Так, например, Наполеон прикладывала массу усилий, чтобы обрести свой ореол легендарности.
Газеты, начиная с Итальянской компании, восхваляли победы Наполеона... 
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ. СЛАВЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА
Делать нечего - пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришёл седобородый старец, рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы...
МЕСТО ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ. ЛЕГЕНДА  ПРО ЯРОВОЕ ОЗЕРО Известна и легендарная версия происхождения Кулундинских озёр. Существует легенда о том, как изгнанный богом из рая шайтан летел над Кулундою и плакал. Но возмущённый однообразием местности и её безлюдностью, он возгорелся злобой... 
ТИСУЛЬСКАЯ ПРИНЦЕССА. КЕМЕРОВСКАЯ ЛЕГЕНДА  Случилось это в начале сентября 1969 года в селе Ржавчик Тисульскаго района Кемеровской области. Во время проведения вскрышных работ на угольном разрезе, в сердцевине двадцатиметрового угольного пласта залегающего на глубине свыше 70 метров, горнорабочий Карнаухов обнаружил двухметровый мраморный ларец...
МЁРТВАЯ  НЕВЕСТА. ТЕЛЕУТСКАЯ ЛЕГЕНДА 
Давным-давно у одного богатого хана была единственная дочь - красавица. Но совершенно неожиданно она заболела и умерла. Родственники её оплакали, одели в лучшее платье и с почестями похоронили. В гроб по древнему обычаю телеутов положили разные гостинцы, а возле головы поставили туесок с топлёным коровьим маслом.
АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА. ЛЕГЕНДА ГОРНОГО АЛТАЯ Открывшаяся взору учёных могильная камера, расположенная ярусом ниже, несомненно обещала стать сенсационным открытием: в толще вечной мерзлоты покоилось тело молодой женщины, в тонкой шёлковой рубашке, длинной шерстяной юбке, чулках из белого войлока, с причудливым головным убором...
ЛЕГЕНДА  О  ТЕЛЕЦКОМ  ОЗЕРЕ
Про Телецкое озеро сложено немало легенд и сказок. Согласно одной из них, раньше на месте озера была широкая Чудо-долина, за право обладанием которой спорили три богатыря. Надоело им мериться  силушкой богатырской  да ругаться и решили заключить они между собой уговор: дали обет молчания...
ЛЕГЕНДА  ПРО  СОСНУ  И  АЛТЫН  КЁЛЬ Высоко в горах росла молодая сосенка. Крепко укореняясь, тянула она свои ветви ввысь, к небу, к солнцу и радовалась жизни. Но когда поднялась она над своими подругами, то увидела далеко внизу огромное озеро - Алтын Кёль.
Захотелось сосне оказаться на берегу этого озера... 
КАК  ПОЯВИЛОСЬ  ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО  И  РЕКИ  АЛТАЯ. ЛЕГЕНДА ПРО САРТАК-ПАЯ
Сквозь этот радостный звон услышал Сартак-пай горький плач в горах Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки провёл по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды, убегая с Кош-Агача, рассмеялся вместе с ними Сартак-пай... 
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ ПРО  САРТАК-ПАЯ Он стал собирать груды камней. Весь день без отдыха работал Сартак-пай. И, когда стемнело, он тоже не захотел отдохнуть.
Катунь бежала, как бешеная. Ветер гнул деревья. В небе дымились чёрные тучи. Они грозно плыли навстречу друг другу.  
ТАНАЙКА. ТЕЛЕУТСКАЯ  ЛЕГЕНДА Ехал однажды русский купец на лошадях в Томск, масло вёз на продажу. Путь его лежал через святые места - Караканские горы, мимо озера Танай. Когда подъехал он к озеру, то увидел такую картину: человек, по виду телеут, привязал на куст красную и белую тряпочку, вокруг него разложил кусочки хлеба и молится.
 
КАК  ПОЯВИЛАСЬ  ГОРА  ТЕМИРТАУ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА
Вот какую легенду сложил шорский народ о происхождении горы Темиртау: "Была у Шории дочь – красавица. Слух о её необыкновенной красоте  далеко по земле разнёсся. Прослышали и два брата, сыновья Алтая.  Пришли посмотреть на девушку...
ЗАБАВЫ  УЛЬГЕНЯ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ВСЁ  ПОЯВИЛОСЬ  НА СВЕТЕ Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный. Только без души. Ульгень из сил выбился, но всё без толку. Не получается душа. Тут  подоспел Эрлик: "Помогу тебе, но душа человека будет мне принадлежать...
 
ХОЗЯИН ГОР. ТЕМИР-ТАУ - "ЖЕЛЕЗНАЯ  ГОРА" На берегу быстрой реки Мрассу жили три брата-охотника. Старшие братья всегда с охоты богатую добычу несут. А младший брат с пустой сумкой возвращается - нет ему удачи. Коренья кандыка да стебли ревеня – вот вся его пища. «Видно, Хозяин тайги на меня прогневался»...
 
ЧТО  ТАМ  НА  НЕБЕСАХ? ШОРСКАЯ  ЛЕГЕНДА В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью...
КАК СОЗВЕЗДИЕ КАН-ЕРГЕК ПОЯВИЛОСЬ
В прежние времена жил на земле богатырь. Звали его Кан-Ергек - "ездящий на бело-сивом коне". Однажды вышел Кан-Ергек на охоту. Бело-сивый конь нес богатыря. Девять охотничьих собак сопровождали его. Увидел Кан-Ергек лося, за ним погнался. Быстрее урагана мчался лось... 
УЛЬГЕНЬ  И  ЭРЛИК. ШОРСКАЯ  ЛЕГЕНДА
Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи, раскалил Эрлик железо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя...
КУЗУК И КАЗЫН. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА 
Но однажды род Сарыг-шор был потрясен дерзостью молодого охотника: он привел в улус русскую девушку. Такого в улусе еще не случалось. За белизну лица и русые косы назвали ее шорцы "Казын" ("Белая"). Шли годы. У Кузука и Казын выросли сыновья - сильные, красивые парни...
КРАСАВИЦА КАРАГАЙ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Однажды примчался из леса быстроногий олень и прокричал: "Берегись, богатырь, Тайга идет!" Оглянулся Черный Камень и видит: мрачные пихты окружают улус. Бросился богатырь с невестой на вершину горы, долго сражался с пихтами, но одолеть не смог...

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.