Наполеон I. Жак Луи Давид |
Исторические личности, осознавая выигрышность "легендарного положения", часто сами "работают" над его созданием. Так, например, Наполеон прикладывала массу усилий, чтобы обрести свой ореол легендарности. Позже фигура мифологической судьбы также стала способствовать зарождения биологического образа и, соответственно, словесно воплощения - разного рода легенд. Газеты, начиная с Итальянской компании, восхваляли победы Наполеона и оставляли почти без внимания поражения Великой армии. Затем - официальный культ императора. После похода на Россию обездоленные солдаты его армии рассказывали о "золотом веке Империи", возвышая заслуги Наполеона, идеализируя его образ.
В 1799 году в Яффе, согласно одной из легенд об императора, он пожал руку умному, чтобы хоть как-то ободрить обреченного человека. Но в 1829 - 1830 годах появились разоблачающие факты в "Мемуарах" Бурьена, где значилось, что такой случай не имел места. Правда, потом обнаружилась недостоверность и этого источника, что оставило под сомнение ценность исторических изысканий вообще, и главным образом - этическую.
А.С.Пушкин блестяще разрешает эту проблему в стихотворении "Герой". Некоторые исследователи называют его прессой в силу того, что драматизма, напряжённость, конфликт идеалов играют здесь первостепенную роль. Но проблема жанра этого произведения все же не ставит под вопрос наличие "легендарности" в нем. Перед нами разворачивается диалог в духе платоновских о том, что есть истину. Друг и Поэт, ведущие оживлённую беседу, так и не смогли прийти к единой тенденции, оставшись каждый при своём мнении. Пушкин, избрав драматическое и в то же время игровое воплощение своей идеи, тонко передал многогранность и условность воспринимаемой нами реальности. Итак, Друг говорит о фактографической истине, доверяясь исторической науке и ощущая при этом даже некоторое превосходство, иронично и в то же время снисходительно выслушивая романтические настроенной Поэта. В легенде об императоре он видит только вредные погремушки, скрывающие настоящие события и, следовательно, подвергающие нас опасности сбиться с пути познания истины. Но вся проблема в том, что историческая наука пытается анализировать факты, в структуре которых взаимодействуют друг с другом "действительность и ее отражение, а значит, объект и субъект " (А.С.Архангельская). Причем историческая истина должна отражать реальную историческую практику, но сама при этом не включается, не проверяется и не видоизменяется в системе практической деятельности познающего. Поэтому добраться до объективной истины при достижении истории таким образом невозможно.
Поэт в свою очередь предлагает легенду, "нас возвышающий обман", то есть творческое переиздание реальности в соответствии с этико-эстетическими взглядами. Таким образом, понятие "легенда" разрастается до понятия "искусство", только с эстетическим полномочиями. В стихотворении есть еще и другой уровень. Очень тонко Пушкин подтверждает точку зрения Поэта только тем, что обозначает дату и место написания стихотворения и даёт название "Герой". Общеизвестно, что "29 сентября 1830.Москва" не имеет отношения к факту окончания стихотворения. Что же это - "возвышающий обман" или, может быть, истина? Дата эта - день приезда Николая I в холодную Москву. Его поступком Пушкин был восхищён, в нем он увидел не только исторические, героические параллели, но и "историческую практику", выступающую критерием истины.
В 1799 году в Яффе, согласно одной из легенд об императора, он пожал руку умному, чтобы хоть как-то ободрить обреченного человека. Но в 1829 - 1830 годах появились разоблачающие факты в "Мемуарах" Бурьена, где значилось, что такой случай не имел места. Правда, потом обнаружилась недостоверность и этого источника, что оставило под сомнение ценность исторических изысканий вообще, и главным образом - этическую.
А.С.Пушкин блестяще разрешает эту проблему в стихотворении "Герой". Некоторые исследователи называют его прессой в силу того, что драматизма, напряжённость, конфликт идеалов играют здесь первостепенную роль. Но проблема жанра этого произведения все же не ставит под вопрос наличие "легендарности" в нем. Перед нами разворачивается диалог в духе платоновских о том, что есть истину. Друг и Поэт, ведущие оживлённую беседу, так и не смогли прийти к единой тенденции, оставшись каждый при своём мнении. Пушкин, избрав драматическое и в то же время игровое воплощение своей идеи, тонко передал многогранность и условность воспринимаемой нами реальности. Итак, Друг говорит о фактографической истине, доверяясь исторической науке и ощущая при этом даже некоторое превосходство, иронично и в то же время снисходительно выслушивая романтические настроенной Поэта. В легенде об императоре он видит только вредные погремушки, скрывающие настоящие события и, следовательно, подвергающие нас опасности сбиться с пути познания истины. Но вся проблема в том, что историческая наука пытается анализировать факты, в структуре которых взаимодействуют друг с другом "действительность и ее отражение, а значит, объект и субъект " (А.С.Архангельская). Причем историческая истина должна отражать реальную историческую практику, но сама при этом не включается, не проверяется и не видоизменяется в системе практической деятельности познающего. Поэтому добраться до объективной истины при достижении истории таким образом невозможно.
Поэт в свою очередь предлагает легенду, "нас возвышающий обман", то есть творческое переиздание реальности в соответствии с этико-эстетическими взглядами. Таким образом, понятие "легенда" разрастается до понятия "искусство", только с эстетическим полномочиями. В стихотворении есть еще и другой уровень. Очень тонко Пушкин подтверждает точку зрения Поэта только тем, что обозначает дату и место написания стихотворения и даёт название "Герой". Общеизвестно, что "29 сентября 1830.Москва" не имеет отношения к факту окончания стихотворения. Что же это - "возвышающий обман" или, может быть, истина? Дата эта - день приезда Николая I в холодную Москву. Его поступком Пушкин был восхищён, в нем он увидел не только исторические, героические параллели, но и "историческую практику", выступающую критерием истины.
Автор статьи Анна Круглова
ЛЕГЕНДА ИЛИ МИФ. ЧАСТЬ 1 Миф
- это особая реальность, принципиальным образом отличающаяся как от
объективной, так и от субъективной реальностей. Мифическая реальность
сливает воедино субъективное и объективное, она синкретична во всех
своих проявлениях. Миф (от греч. mythos - "слово", "сказание",
"предание", "речь" и тому подобное)...
АЛАТЫРЬ-КАМЕНЬ. СЛАВЯНСКАЯ ЛЕГЕНДА Делать
нечего - пришлось отцу Ратибора идти на поклон к знахарю, что жил
одиноко в избушке на склоне Змеиной горы. Пришёл седобородый старец,
рану оглядел, зеленоватой мазью помазал, приложил листьев и травушек
пахучих. И велел всем домочадцам выйти из избы...
МЕСТО ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ. ЛЕГЕНДА ПРО ЯРОВОЕ ОЗЕРО Известна и легендарная версия происхождения Кулундинских озёр. Существует легенда
о том, как изгнанный богом из рая шайтан летел над Кулундою и плакал.
Но возмущённый однообразием местности и её безлюдностью, он возгорелся
злобой...
ТИСУЛЬСКАЯ ПРИНЦЕССА. КЕМЕРОВСКАЯ ЛЕГЕНДА Случилось
это в начале сентября 1969 года в селе Ржавчик Тисульскаго района
Кемеровской области. Во время проведения вскрышных работ на угольном
разрезе, в сердцевине двадцатиметрового угольного пласта залегающего на
глубине свыше 70 метров, горнорабочий Карнаухов обнаружил двухметровый мраморный ларец...
МЁРТВАЯ НЕВЕСТА. ТЕЛЕУТСКАЯ ЛЕГЕНДА Давным-давно
у одного богатого хана была единственная дочь - красавица. Но
совершенно неожиданно она заболела и умерла. Родственники её оплакали,
одели в лучшее платье и с почестями похоронили. В гроб по древнему
обычаю телеутов положили разные гостинцы, а возле головы поставили туесок с топлёным коровьим маслом.
АЛТАЙСКАЯ ПРИНЦЕССА. ЛЕГЕНДА ГОРНОГО АЛТАЯ Открывшаяся
взору учёных могильная камера, расположенная ярусом ниже, несомненно
обещала стать сенсационным открытием: в толще вечной мерзлоты покоилось
тело молодой женщины, в тонкой шёлковой рубашке, длинной шерстяной юбке,
чулках из белого войлока, с причудливым головным убором...
ЛЕГЕНДА О ТЕЛЕЦКОМ ОЗЕРЕ Про Телецкое озеро сложено немало легенд и сказок.
Согласно одной из них, раньше на месте озера была широкая Чудо-долина,
за право обладанием которой спорили три богатыря. Надоело им мериться
силушкой богатырской да
ругаться и решили заключить они между собой уговор: дали обет молчания...
ЛЕГЕНДА ПРО СОСНУ И АЛТЫН КЁЛЬ Высоко в горах росла молодая сосенка. Крепко укореняясь, тянула она свои ветви
ввысь, к небу, к солнцу и радовалась жизни. Но когда поднялась она над своими
подругами, то увидела далеко внизу огромное озеро - Алтын Кёль. Захотелось сосне
оказаться на берегу этого озера...
КАК ПОЯВИЛОСЬ ТЕЛЕЦКОЕ ОЗЕРО И РЕКИ АЛТАЯ. ЛЕГЕНДА ПРО САРТАК-ПАЯ Сквозь этот радостный звон услышал Сартак-пай горький плач в горах
Кош-Агача. Он вытянул левую руку и указательным пальцем левой руки
провёл по горам борозду для реки Башкаус. И когда засмеялись воды,
убегая с Кош-Агача, рассмеялся вместе с ними Сартак-пай...
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ ПРО САРТАК-ПАЯ Он стал собирать груды камней. Весь день без отдыха работал Сартак-пай. И, когда стемнело, он тоже не захотел отдохнуть.
Катунь бежала, как бешеная. Ветер гнул деревья. В небе дымились чёрные тучи. Они грозно плыли навстречу друг другу.
ТАНАЙКА. ТЕЛЕУТСКАЯ ЛЕГЕНДА Ехал
однажды русский купец на лошадях в Томск, масло вёз на продажу. Путь
его лежал через святые места - Караканские горы, мимо озера Танай. Когда
подъехал он к озеру, то увидел такую картину: человек, по виду телеут, привязал на куст красную и белую тряпочку, вокруг него разложил кусочки хлеба и молится.
КАК ПОЯВИЛАСЬ ГОРА ТЕМИРТАУ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Вот какую легенду сложил шорский народ о происхождении горы Темиртау: "Была у Шории дочь – красавица. Слух о её необыкновенной красоте далеко по земле разнёсся. Прослышали и два брата, сыновья
Алтая. Пришли посмотреть на девушку...
ЗАБАВЫ УЛЬГЕНЯ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА О ТОМ, КАК ВСЁ ПОЯВИЛОСЬ НА СВЕТЕ Хороший у творца человек получился. Красивый и сильный.
Только без души. Ульгень из сил выбился, но всё без
толку.
Не получается душа. Тут подоспел Эрлик: "Помогу тебе, но душа человека будет мне принадлежать...
ХОЗЯИН ГОР. ТЕМИР-ТАУ - "ЖЕЛЕЗНАЯ ГОРА" На
берегу быстрой реки Мрассу жили три брата-охотника. Старшие братья
всегда с охоты богатую добычу несут.
А младший брат с пустой сумкой возвращается - нет ему удачи. Коренья
кандыка да стебли ревеня – вот вся его пища. «Видно, Хозяин тайги на
меня прогневался»...
ЧТО ТАМ НА НЕБЕСАХ? ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью... КАК СОЗВЕЗДИЕ КАН-ЕРГЕК ПОЯВИЛОСЬ В прежние времена жил на земле богатырь. Звали его Кан-Ергек - "ездящий на бело-сивом коне". Однажды вышел Кан-Ергек на охоту. Бело-сивый конь нес богатыря. Девять охотничьих собак сопровождали его. Увидел Кан-Ергек лося, за ним погнался. Быстрее урагана мчался лось...
ЧТО ТАМ НА НЕБЕСАХ? ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА В летнее время случаются в Горной Шории сильные грозы. Сверкает молния, гремят раскаты грома. Молодежь по-своему понимает грозу, но старые шорцы знают наверняка: это бог неба Ульгень скачет на своем бело-сивом коне, погоняя его плетью... КАК СОЗВЕЗДИЕ КАН-ЕРГЕК ПОЯВИЛОСЬ В прежние времена жил на земле богатырь. Звали его Кан-Ергек - "ездящий на бело-сивом коне". Однажды вышел Кан-Ергек на охоту. Бело-сивый конь нес богатыря. Девять охотничьих собак сопровождали его. Увидел Кан-Ергек лося, за ним погнался. Быстрее урагана мчался лось...
УЛЬГЕНЬ И ЭРЛИК. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Сделав себе молот, наковальню, кузнечные меха и клещи,
раскалил Эрлик железо и ударил по нему, вложив в этот удар всю свою
ненависть к Ульгеню. Сила ненависти была такой мощной, что тотчас из-под
молота выскочил бес и радостно запрыгал вокруг создателя...
КУЗУК И КАЗЫН. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Но однажды род Сарыг-шор был потрясен дерзостью
молодого охотника: он привел в улус русскую девушку. Такого в улусе еще
не случалось. За белизну лица и русые косы назвали ее шорцы "Казын"
("Белая"). Шли годы. У Кузука и Казын выросли сыновья - сильные, красивые парни...
КРАСАВИЦА КАРАГАЙ. ШОРСКАЯ ЛЕГЕНДА Однажды
примчался из леса быстроногий олень и прокричал: "Берегись, богатырь,
Тайга идет!" Оглянулся Черный Камень и видит: мрачные пихты окружают
улус. Бросился богатырь с невестой на вершину горы, долго сражался с
пихтами, но одолеть не смог...
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.